25. Творение мира не от вечности, а во времени или вместе со временем = Учение Оригена, что творение совечно Творцу не находит подтверждения в Писании, где говорится, что творение не совечно Богу: "Прежде, нежели родились горы, и Ты образовал землю и вселенную, и от века до века Ты — Бог". (Пс.89:3), "И ныне прославь Меня Ты, Отче, у Тебя Самого славою, которую Я имел у Тебя прежде бытия мира" (Ин.17:5), а иначе: 1) Бог сущ-ет во времени и не вечен; 2) время совечно Богу, что абсурдно; 3) имело место два творения: сначала было сотворено время, а потом весь мир. Свт. В.В.("Шестоднев"Быт.1:1) "в начале" = "Как начало пути — еще не путь, так и начало времени — еще не время". Время у Августина = "Ибо, что такое время, как не равная, преемственная и последовательная перемена" = нет тварного изменчивого бытия, то нет изменений, нет и времени. Время = длительность, процесс, составляющие: прошлое, настоящее и будущее. Но начало, т. е. первое мгновение - создание мир, неделимо, оно вне длительности и вне времени. Возникнув, тварный мир, как созданный из ничего, начинает изменяться - это порождает время. Бог сотворил мир не в вечности и не во времени, а вместе со временем. Время имеет свое начало, но время будет иметь и конец = (Откр.10:6) = мир придет в такое состояние, когда "времени уже не будет" = тварь приобщится вечности, но эту тварную вечность, имеющую начало не есть вечность.ю Божественная = тварная вечность существования мира соразмерна времени. По словам автора Corpus Areopagiticum ("О Божественных именах"), тварная вечность есть "неподвижное время или вечно длящееся мгновение". Между тварной вечностью и временем можно установить некоторое соответствие, в то время как вечность Божественная со временем несоизмерима.
26.Участие всех лиц Пресвятой Троицы в деле творения. Образ Божественного творения мира = Вопрос об участии Лиц Троицы в творении есть частный случай учения об образе откровения Троицы в мире. Писание = в творении мира участвует вся Троица, как Творца мира + участие в творении мира каждого Лица Троицы: "В начале сотворил (бара – ед.чи.сле) Бог (Елогим – мн.чис.) небо и землю" (Быт.1:1), «…сотворим человека по образу Нашему»(Быт. 1, 26). "Словом Господа (2-е Лицо) сотворены небеса, и Духом уст Его (3-е Лицо)— все воинство их" (Пс.32:6), Бог-Отец как Творца мира: "у нас один Бог Отец, из кот-го все" (1Кор. 8:6). Сын как Творец мира: "Все через Него начало быть(речь о Логосе), и без Него ничто не начало быть, что начало быть"(Ин.1:3) + "образ Бога невидимого, рожденный прежде всякой твари; Ибо Им создано все, что на небесах и что на земле, видимое и невидимое"(Кол.1:16). О Св. Духе: "Земля же была безвидна и пуста, и тьма над бездною, и Дух Божий носился над водою"(Быт.1:2) "носился" = действие, порождающее жизнь, а не перемещ. в простр-ве,"Дух Божий создал меня, и дыхание Вседержителя дало мне жизнь" (Иов.33:4),"Пошлешь Дух Твой — созидаются" (Пс.103:30). Дух Святой, по уч-ю отцов, Тот, Кто усовершает творение + Творец новой твари: "Кто не родится от воды и Духа, не; может войти в Царствие Божие" (Ин.3:5). Отец – Виновник, Сын – Зиждитель, Дух – Совершитель = (свт.В.В."Слово о Св.Духе" и Гр.Бог.,34-е"Слово"). Свт. В.В. = недопустимо мыслить Сына и Духа как некоторые служебные орудия, смотреть на Них как на подчиненных Отцу деятелей, неприемлема мысль, что действие каждого Лица Троицы является несовершенным = каждое из Лиц обладает полной и совершенной силой для действования = "Распределение" деятельности Лиц в творении объясняется исключительно волей Триединого Бога, кот-й именно так, а не иначе, восхотел создать мир: "Если Отец созидает через Сына, то этим ни зиждительная сила в Отце не представляется несовершенной, ни действие Сына не признается бессильным. И у Сына не недостаточно созидания, если не совершено Духом. Отец хочет творить через Сына и Сын хочет совершать через Духа".
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.