31. Природа и свойства ангелов = Природа ангелов: в Писании ангелы предстают как разумно-свободные существа, И.Дам. дает определение ангела: "Ангел есть природа разумная, одаренная умом и свободной волей","Один только Творец знает вид и определение ангельской сущности". Природа ангельского мира для нас непостижима. Мы не знаем даже: единосущны ли ангелы между собой?, так Лосский пишет, что каждый ангел — это отдельная природа, отдельный умопостигаемый мир. Поэтому мы не знаем, являются ли все ангелы единосущными друг другу, как люди, или ангелы составляют несколько различных родов и внутри рода они единосущны, а между родами - нет, или каждый ангел обладает особой сущностью. Духовность или бестелесность ангелов; свойства ангелов как существ бестелесных; духовные силы и свойства ангелов (Евр.1:6-7) ангелы называются "духами". В Свщ. Писании ангелы предстают как существа, имеющие духовную природу. (Кол.1:16) ангелы называются невидимыми, поскольку им не свойственна грубая телесность. Господь по Воскресении говорит: "Дух плоти и костей не имеет"(Лк.24:39), но в Писании они всегда предстают в чувственных образах, в чел-х образах. Блж. Феодорит объясняет:"Знаем, что природа ангелов бестелесна, а принимают они образ в пользу видящих". И.Дам.: "Ангелы, являясь по воле Божией достойным людям, являются не такими, каковы они сами по себе, но преобразуясь сообразно тому, как смотрящие могут видеть их", по учению свв. отцов, бесплотность относительна. Тертуллиан, свт.В.В. и др.свв.отцы считали, что всему тварному свойственна некоторая вещественность. И.Дам.разъясняет: "Бестелесным же и невещественным называется ангел по сравнению с нами", о телесности ангелов спорили Игнатий (Брянчанинов – защищал мнение об относительной телесности ангелов) и Феофан Затворник (отстаивал полную бестелесность ангелов), в постановлениях VII Вселенского Собора о церковном искусстве отмечается, что ангелы все же обладают некоторой телесностью: "Что же касается разумных сил, то они не всецело изъяты от телесности, и не безусловно невидимы, будучи одарены тонкими воздухообразными или огненными телами" = ссылались на (Евр.1: 7): "Ты творишь Ангелами Своими духов и служителями Своими пламенеющий огонь" = чтобыобосновать возможность их изображения, отцы Собора указывают на тонкую огненную, воздухообразную, или эфирную телесность ангелов. Отнош.ангелов в простр.-времени: Утверждать бытие вне времени и пространства возможно только по отношению к Богу = из Писания видно, что по отношению к свойствам пространства и времени ангелы обладают несравненно большей свободой, чем люди. Место пребывания ангелов в Писании называется различно: "небо небес" (3Цар. 8:27),"третье небо"(2Кор.12:2). Когда они находятся на небе, их нет на земле, когда Богом посылаются на землю, они не остаются на небе, т. е. в определенной степени они все же ограничены в пространстве, поскольку не обладают свойством вездеприсутствия. Вечность ангельского мира не тождественна вечности Божественной, поскольку ангельский мир, несомненно, имеет начало. Кроме того, ангельский мир в той или иной степени подвержен изменению. Так, мы знаем, что часть ангелов пала. У свв. отцов встречаются высказывания о том, что ангелы способны непрестанно возрастать в стяжании вечных благ, что также предполагает некоторую соотнесенность со временем. Свойством ангельской природы является бессмертие (Лк. 20:36). Но как бессмертны ангелы: по природе или по благодати? По этому вопросу существует два святоотеческих мнения. Первое высказывает св. И.Дам. считает, что ангелы бессмертны благодати, их существование не прекращается только по благодати Божией. Гр.Палама считал, что ангелы бессмертны по природе, ибо если отрицать бессмертие ангелов по природе, тогда невозможно объяснить вечные муки, в состоянии полной отверженности падшие ангелы уже не будут причастны Бож.благодати, но тем не менее они не прекратят свое существование. Ни то, ни другое мнение не имеет характера догмата. Совершенство ангельской природы – Ангелы наделенн разумом, свободной волей и чувствами = радуются о кающемся грешнике (Лк.15: 10), но не имеют органов чувств = ангелам присуща способность непосредственного познания вещей, без посредства внешних органов чувств. Совершенство ангельской природы выражается в особой близости ангелов к Богу, Господь говорит: "Ангелы их на небесах всегда видят лице Отца Моего Небесного"(Лк.18:10), (2Пт.2:11) = о могуществе ангелов, которые превосходят людей крепостью и силой + святость, Господь называет их святыми (Мф.25:31), но совершенство ангельской природы ограничено = (Иов.4:18), что Бог "и в Ангелах Своих усматривает недостатки". Разум ангелов также ограничен, они не знают существа Божия, т.к. только Сам Бог знает Свое существо (1Кор.2:11). Они не знают будущего, если Сам Бог этого им не откроет, им неизвестен день и час 2-го пришествия (Мк.13:32), Ангелы не постигают во всей полноте тайны Искупления (1Пт.1: 12), ангелы не могут творить чудес своей собственной силой, а по благодати от Бога. Вопрос о сравнительном совершенстве ангелов и человека: 1) Помазанский: ангелы более совершенные существа, нежели человеки = (Евр.2:7)"Не много Ты унизил его пред Ангелами"; 2) прп. Макарий Египетский:"Человек драгоценнее всех тварей, даже осмелюсь сказать, не только видимых, но и невидимых", в лице своих лучших представителей чел. род превосходит ангелов = И.Х. как истинный Человек, по человечеству Своему выше ангелов, Богородица как "честнейшая Херувим и славнейшая без сравнения Серафим" выше всех ангельских чинов. Гр.Палама:"соединенный с телом дух обладает живительной силой, которой он одушевляет свое тело и управляет им. Это та способность, которой нет у ангелов, духов бестелесных, ангел как чистый дух не имеет творческой силы, т. к. не соединен с материальным телом". (Евр.1:14) = ангелы находятся в некотором подчиненном положении по отношению к людям: "Не все ли они суть служебные духи, посылаемые на служение для тех, которые имеют наследовать спасение?" = цель ангелов — служение человеку. В действительности мы не знаем, является ли ангел только исполнителем Божественной воли или же он сам может ставить перед собой цели, формулировать задачи и действовать для их осуществления. Синтез мнений сделал Гр.Палама: человек находится сейчас значительно ниже ангелов, но по образу человек более, нежели ангелы - он может достичь большего совершенства, т.е. степень богообразности человека больше, чем у ангелов.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.