Догмат. Теологичность. Богооткровенность. Богодухновенность Свящ.Писания. Любовь и правда Божия, их соотношение. Указание на троичность Лиц в Боге в Ветхом Завете, страница 32

85. Сущ-нные св-ва истинной Ц. Христовой: Свя­тость Церкви = св-во Бож.естества, Бог чист от греха, не может согрешить, творит только добро; святость твари есть причастность святости Божией; Ц. свята, т.к. свята ее Глава Господь И.Х., иудеи призывали благословение на начатки урожая, освящая этим весь урожай «если начаток свят, то и целое..»(Рим11:16), святость людей – цель служения Господа И.Х. Источник святости Ц. в ее Главе и Св.Духе, Который постоянно изливает святость и освящение на все тело Ц., через Слово Божие, таинства, священнодействия, через наши подвиги самоотречения, к которым Он Своим действием нас побуждает = мы новый народ, «царственное священ­ство» (1Пт.2:9), храмы Божии (1Кор3:16), храмы Духа Святого (1Кор.6:19); Ц. – это собрание не только святых, но освя­щаемых, она призывает не только праведников, но и гре­ш­ников (притчи о пшенице и плевелах, о неводе Мф13) «в большом доме есть сосуды не только золотые и серебряные, но деревянные и глиняные»(2Тим2:20), для согрешающих есть таинство Покаяния, но есть предел – отсекаются без­божники, упорные в нераскаянности, пребывающие в смер­т­ных грехах, еретики. Частный аспект святости Ц. - непог­ре­шимость уч-я, хранение истины без примеси лжи, невер­нос­ти, убавления =  Павел называл Ц «столпом и утверждением истины»(1Тим3:15), т.к. полнота Бож. сил «врата ада не одо­леют ее»(Мф16:18) не допускает повреждения уч-я, са­мого Откровения. К земной Ц. принадлежат только кающиеся грешники, прибегающие к освящению через молитву, Таин­с­тва и восприятие духовного уч-я.

86. Сущ-нные св-ва истинной Ц. Христ-й: Соборность (кафоличность) Церкви = ПК Филарета= «Ц. именуется соборной, т.к. не ограничена ни местом, ни вре­менем, ни народом. Но включает истинно верующих всех мест, времен и народов»; митр. Макарий тоже говорит о вселенскости Ц. = 1) по пространству не ограничена местом; 2) ни временем (до скончания века); 3) по устройству не связана ни с гражданством «Царство Мое не от мира сего» (Ин.18:36), ни с привязкой богослужения к опр.месту, как ВЗ-церковь или язычники, иерархия не связана с опр.родом, или коленом, или кастой. Но слово «кафолический» есть высшее выражение всеобъемлемости, целостности, полноты. Если «вселенсколсть» есть хар-ка Ц. только как целого, то «соборность» может быть приложима также и к частям. Со­борность есть св-во, которое выражает в Церкви образ жизни триединого Бога = Бог един, но каждое Бож. Лицо тоже Бог, обладающий всей полнотой Божией сущности. Каждая часть Ц. обладает той же полнотой, что и вся Ц., в каждой общине есть полнота даров. Кафоличность Церкви = 1) находится во всей вселенной; 2) преподает уч-е во всей полноте; 3) весь род чел-кий подчиняется благочестию в Церкви; 4) врачует и исцеляет все виды греха; 5) присутству­ют все виды добро­де­тели. Соборность: целостность и непо­врежденность истины + полнота благодатных даров как в целой Ц., так и в ее час­тях = везде в Ц. есть все необходимое для спасения незави­симо от чел-ких особенностей и внешних условий.

87. Сущ-нные св-ва истинной Ц. Христовой: Апостольство Церкви = И.Х. послал на служение своих уч-ов – «апостолов» (посланцев), они являются основанием Ц. по хронологии, передали учение веры и жизни, заповеди, таинства, священнодействия, начала канонической струк­ту­ры, иерархию = все это внешняя сторона. Апостольское назначение Ц. – она должна остаться такой, как была при них : учение «О Тимофей! Храни преданное тебе, отвра­щаясь от пустословия и лжеименного знания»(1Тим6:20) + сохранение благодатных даров Святого Духа со дня 50-цы, это приемство даров Св.Духа передается через рукополо­же­ние, т.е. через непрерывное преемство от апостолов богоу­ч­режденной иерархии, верной Преданию и канонам. Высшее священноначалие для всей кафолической Ц. есть Вселенский Собор «угодно Св.Духу и нам»(Деян15:28). Богоучреж­ден­ность церковной иерархии: «Он поставил одних апостолами, др. пастырями и учителями»(Еф.4:11), тройственное слу­же­ние = «Итак, идите научите (учительство) все народы, кре­стя (священнодействования) их во имя Отца и сына и Св. Ду­ха, уча (управление, служение, как учительство и проповедь) их соблюдать все, что Я повелел вам, Я с вами до скончания века (благословил на пастырство их преемников + власть и сила для передачи даров др. лицам, иначе Симон Волхв не предлагал бы деньги, Деян8:20)»(Мф28:19-20). «Как послал Отец Меня, так и Я посылаю вас (посланничество свыше их самих и последующего пастырства), сказав это, дунул, и го­ворит им: примите Духа Святаго (полномочия пастырства связано неразрывно с особыми дарами святого Духа = сила Божия и власть) = Кому простите грехи, тому простятся; на ком оставите, на том останутся (власть и сила низведения на верующих даров благодати в таинствах)»(Ин20:21-23), «что свяжите.., что разрешите.. (те же власть и сила)»(Мф18:18), указание для управления Ц. = «паси овец Моих»(Ин21:16).

88. Необходимость принадлежать к Ц. для спасения = спасение возможно только во Христе «ибо нет иного имени под небом…, которым надлежало бы нам спастись» (Деян. 4: 12) + «без Мене не можете творити ничесоже, аще кто во Мне не пребудитъ, извержется вонъ»(Ин15:5-6), но это не доказывает невозможность спасения вне Церкви. «Христос глава Ц., и Он же спаситель тела»(Еф5:23), все образы еди­нения: лоза и ветви, краеуголный камень, здание на нем, пас­тырь и единое стадо = Христос спасает не каждого в отдель­ности, но Ц. как единое целое, как Свое тело, а каждый по мере принадлежности к этому телу, т.е. через вхождение в Вечный Завет между Богом и чел-ком, который установлен И.Х. в собственной своей Крови. Спасение невозможно без участия в таинствах «если не будите есть Плоти Сына Чел-го и пить Крови Его, то не будите иметь в себе жизни» (Ин.6: 53), «если кто не родится от воды и Духа, не может войти в Ц.Б.»(Ин3:5), а таинство есть только в Церкви. Судьба от­ступников от веры = кто сознательно противится Богу и Истине лишают себя надежды на спасение «отвергаясь от искупившего их Господа, навлекут сами на себя скорую погибель»(2Пт2:1), о богоборцах - «всякий грех и хула простятся чел-кам, а хула на Духа не простится»(Мф12:31). Судьба, находящихся вне Ц. = Бог для членов Ц. есть искупитель, а для внешних Владыка и Прмыслитель «Бог есть Спаситель всех чел-ков»(1Тим2:10), «Бог хочет, чтобы все спаслись»(1Тим2:4), «нет лицеприятия у Бога»(Рим2:9-11), спасаются и ВЗ-праведники, которые не принадлежали Ц., канон вмч.Уару есть прошение о прощении некрещенных и неправоверующих усопших, т.к. он вымолил прощение грехов некрещенных родственников, а свт. Григорий вымо­лил императора Трояна. Люди вне Ц. лишены богообщения, духовной жизни, им закрыт путь к святости, к усвоению пло­дов Искупления = «неверующий в Сыга не увидит жизни, но гнев Божий пребывает на нем»(Ин3:36) = спасение лишь пре­дположительно возможно для них, поскольку они спасу­тся благодаря молитвам Ц., даже, если их встреча со Хрис­том состоится уже за пределами земной жизни, эта проблема точного догматического решения не имеет «Внешних же будет судить Бог»(1Кор5:13).