85. Сущ-нные св-ва истинной Ц. Христовой: Святость Церкви = св-во Бож.естества, Бог чист от греха, не может согрешить, творит только добро; святость твари есть причастность святости Божией; Ц. свята, т.к. свята ее Глава Господь И.Х., иудеи призывали благословение на начатки урожая, освящая этим весь урожай «если начаток свят, то и целое..»(Рим11:16), святость людей – цель служения Господа И.Х. Источник святости Ц. в ее Главе и Св.Духе, Который постоянно изливает святость и освящение на все тело Ц., через Слово Божие, таинства, священнодействия, через наши подвиги самоотречения, к которым Он Своим действием нас побуждает = мы новый народ, «царственное священство» (1Пт.2:9), храмы Божии (1Кор3:16), храмы Духа Святого (1Кор.6:19); Ц. – это собрание не только святых, но освящаемых, она призывает не только праведников, но и грешников (притчи о пшенице и плевелах, о неводе Мф13) «в большом доме есть сосуды не только золотые и серебряные, но деревянные и глиняные»(2Тим2:20), для согрешающих есть таинство Покаяния, но есть предел – отсекаются безбожники, упорные в нераскаянности, пребывающие в смертных грехах, еретики. Частный аспект святости Ц. - непогрешимость уч-я, хранение истины без примеси лжи, неверности, убавления = Павел называл Ц «столпом и утверждением истины»(1Тим3:15), т.к. полнота Бож. сил «врата ада не одолеют ее»(Мф16:18) не допускает повреждения уч-я, самого Откровения. К земной Ц. принадлежат только кающиеся грешники, прибегающие к освящению через молитву, Таинства и восприятие духовного уч-я.
86. Сущ-нные св-ва истинной Ц. Христ-й: Соборность (кафоличность) Церкви = ПК Филарета= «Ц. именуется соборной, т.к. не ограничена ни местом, ни временем, ни народом. Но включает истинно верующих всех мест, времен и народов»; митр. Макарий тоже говорит о вселенскости Ц. = 1) по пространству не ограничена местом; 2) ни временем (до скончания века); 3) по устройству не связана ни с гражданством «Царство Мое не от мира сего» (Ин.18:36), ни с привязкой богослужения к опр.месту, как ВЗ-церковь или язычники, иерархия не связана с опр.родом, или коленом, или кастой. Но слово «кафолический» есть высшее выражение всеобъемлемости, целостности, полноты. Если «вселенсколсть» есть хар-ка Ц. только как целого, то «соборность» может быть приложима также и к частям. Соборность есть св-во, которое выражает в Церкви образ жизни триединого Бога = Бог един, но каждое Бож. Лицо тоже Бог, обладающий всей полнотой Божией сущности. Каждая часть Ц. обладает той же полнотой, что и вся Ц., в каждой общине есть полнота даров. Кафоличность Церкви = 1) находится во всей вселенной; 2) преподает уч-е во всей полноте; 3) весь род чел-кий подчиняется благочестию в Церкви; 4) врачует и исцеляет все виды греха; 5) присутствуют все виды добродетели. Соборность: целостность и неповрежденность истины + полнота благодатных даров как в целой Ц., так и в ее частях = везде в Ц. есть все необходимое для спасения независимо от чел-ких особенностей и внешних условий.
87. Сущ-нные св-ва истинной Ц. Христовой: Апостольство Церкви = И.Х. послал на служение своих уч-ов – «апостолов» (посланцев), они являются основанием Ц. по хронологии, передали учение веры и жизни, заповеди, таинства, священнодействия, начала канонической структуры, иерархию = все это внешняя сторона. Апостольское назначение Ц. – она должна остаться такой, как была при них : учение «О Тимофей! Храни преданное тебе, отвращаясь от пустословия и лжеименного знания»(1Тим6:20) + сохранение благодатных даров Святого Духа со дня 50-цы, это приемство даров Св.Духа передается через рукоположение, т.е. через непрерывное преемство от апостолов богоучрежденной иерархии, верной Преданию и канонам. Высшее священноначалие для всей кафолической Ц. есть Вселенский Собор «угодно Св.Духу и нам»(Деян15:28). Богоучрежденность церковной иерархии: «Он поставил одних апостолами, др. пастырями и учителями»(Еф.4:11), тройственное служение = «Итак, идите научите (учительство) все народы, крестя (священнодействования) их во имя Отца и сына и Св. Духа, уча (управление, служение, как учительство и проповедь) их соблюдать все, что Я повелел вам, Я с вами до скончания века (благословил на пастырство их преемников + власть и сила для передачи даров др. лицам, иначе Симон Волхв не предлагал бы деньги, Деян8:20)»(Мф28:19-20). «Как послал Отец Меня, так и Я посылаю вас (посланничество свыше их самих и последующего пастырства), сказав это, дунул, и говорит им: примите Духа Святаго (полномочия пастырства связано неразрывно с особыми дарами святого Духа = сила Божия и власть) = Кому простите грехи, тому простятся; на ком оставите, на том останутся (власть и сила низведения на верующих даров благодати в таинствах)»(Ин20:21-23), «что свяжите.., что разрешите.. (те же власть и сила)»(Мф18:18), указание для управления Ц. = «паси овец Моих»(Ин21:16).
88. Необходимость принадлежать к Ц. для спасения = спасение возможно только во Христе «ибо нет иного имени под небом…, которым надлежало бы нам спастись» (Деян. 4: 12) + «без Мене не можете творити ничесоже, аще кто во Мне не пребудитъ, извержется вонъ»(Ин15:5-6), но это не доказывает невозможность спасения вне Церкви. «Христос глава Ц., и Он же спаситель тела»(Еф5:23), все образы единения: лоза и ветви, краеуголный камень, здание на нем, пастырь и единое стадо = Христос спасает не каждого в отдельности, но Ц. как единое целое, как Свое тело, а каждый по мере принадлежности к этому телу, т.е. через вхождение в Вечный Завет между Богом и чел-ком, который установлен И.Х. в собственной своей Крови. Спасение невозможно без участия в таинствах «если не будите есть Плоти Сына Чел-го и пить Крови Его, то не будите иметь в себе жизни» (Ин.6: 53), «если кто не родится от воды и Духа, не может войти в Ц.Б.»(Ин3:5), а таинство есть только в Церкви. Судьба отступников от веры = кто сознательно противится Богу и Истине лишают себя надежды на спасение «отвергаясь от искупившего их Господа, навлекут сами на себя скорую погибель»(2Пт2:1), о богоборцах - «всякий грех и хула простятся чел-кам, а хула на Духа не простится»(Мф12:31). Судьба, находящихся вне Ц. = Бог для членов Ц. есть искупитель, а для внешних Владыка и Прмыслитель «Бог есть Спаситель всех чел-ков»(1Тим2:10), «Бог хочет, чтобы все спаслись»(1Тим2:4), «нет лицеприятия у Бога»(Рим2:9-11), спасаются и ВЗ-праведники, которые не принадлежали Ц., канон вмч.Уару есть прошение о прощении некрещенных и неправоверующих усопших, т.к. он вымолил прощение грехов некрещенных родственников, а свт. Григорий вымолил императора Трояна. Люди вне Ц. лишены богообщения, духовной жизни, им закрыт путь к святости, к усвоению плодов Искупления = «неверующий в Сыга не увидит жизни, но гнев Божий пребывает на нем»(Ин3:36) = спасение лишь предположительно возможно для них, поскольку они спасутся благодаря молитвам Ц., даже, если их встреча со Христом состоится уже за пределами земной жизни, эта проблема точного догматического решения не имеет «Внешних же будет судить Бог»(1Кор5:13).
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.