42. Свойства души человеческой = определение чел-ой души И.Дам.: "Душа есть сущность живая, простая и бестелесная, не видимая по своей природе телесными очами, бессмертная, одаренная разумом и умом, не имеющая определенной фигуры или формы. Она действует при помощи органического тела и сообщает ему жизнь, возрастание, чувства и силу рождения. Ум, или дух, принадлежит душе не как что-либо другое, отличное от нее самой, но как чистейшая часть ее. Душа есть существо свободное, обладающее способностью хотения и действования. Она доступна изменению со стороны воли". Духовность: Писание говорит о духовности души (слова дух и душа в Писании взаимозаменяемы): "Дух бодр, плоть же немощна" (Мк.14:38),"Как тело без духа мертво, так и вера без дел мертва" (Иак.2: 26). Максим Исп.: "Если всякое сложение и разложение уместно только в телах, то душа — это не тело, так как не причастна ни к чему такому. Как образ мысленного, мы называем ее мысленной; а как образ бессмертного, нетленного и невидимого, мы в ней признаем эти качества, как образ нетелесный и нетленный, т. е. чуждый всякой вещественности". Самостоятельность души тесно связана с духовностью, с отличием от тела = душа есть особая субстанция, отличная от тела, а не продукт высшей нервной деят-сти человека, не вторичное производное, от жизни тела (= мнение о душе как форме высокоорг.материи в диамате, среди античных врачей были широко распространены матер.взгляды), Блж.Феодорит: «благосостояние тела не составляет существа души, но при благосостоянии тела существо души обнаруживает свою мудрость». Разумность, самосознание: самост-сть проявляется в способности самосознания, т. е. в способности отличать себя от своего тела, от видимого мира = возможно покаяние = осознании нетождественности самого себя и своих поступков, на способности самосознания основаны неоднократные призывы Писания проверять самого себя: "Да испытывает же себя человек" (1Кор.11:28), "Испытывайте самих себя, в вере ли вы" (2Кор.13:5). Разумность = способность познания, веры, дар слова, речи. Бессмертие: Душа есть существо простое и несложное, не слагается из различных элементов, не может разрушиться, распасться на составляющие части. В НЗ вера в бессмертие чел. души выражена совершенно ясно. В ВЗ бессмертие у Моисея, бог называется Богом Авраама, Исаака и Иакова, причем называется уже после того, как все эти патриархи умерли, И.Х. (Мф.22: 32):"Бог не есть Бог мертвых, но живых" = патриархи не исчезли бесследно, а у Бога они продолжают существовать, явным образом вера в бессмертие души выражена у Моисея в (Быт.37:35) слова патр. Иакова о смерти Иосифа: "с печалию сойду к сыну моему в преисподнюю". Свобода: это характеристика не души, а личности, состоящей из души и тела, свобода в двух смыслах: о психолог-ской и о нравственной (духовной); Прав. антр-гия две воли: физическую (способность желать и действовать), волю гномическую способность избирать одни желания и отвергать др.). Бог является совершенно свободным Существом, Он всегда является таким, каким хочет быть, и всегда действует таким образом, каким желает; ничто Ему не препятствует, никакая необходимость, ни внутренняя, ни внешняя, над Ним не довлеет, такая свобода называется свободой нравственной, духовной. У чел-ка формальная (психологическая) свобода — это способность направлять свою волю, деятельность на те или другие предметы, избирать тот или другой путь:"Вот, Я сегодня предложил тебе жизнь и добро, смерть и зло"(Втор.30:15), она сохраняется у человека и после грехопадения, она сохраняется даже в аду и не является признаком совершенства. Любой выбор всегда связан с некоторым несовершенством: незнанием, сомнением, колебанием. Сама по себе способность выбора еще не делает человека свободным, потому что желания человека и его возможности не всегда совпадают. Человек часто желает того, чего не может осуществить, и наоборот, нередко вынужден делать то, чего делать не хочет. "Доброго, которого хочу, не делаю, злое, которого не хочу, делаю" (Рим. 7:19-23) = путь к подлинной свободе лежит через освобождение от тирании греха и от власти природной ограниченности, которая, сама по себе не являясь грехом, является следствием грехопадения: "Если пребудете в слове Моем, то вы истинно Мои ученики, и познаете истину, и истина сделает вас свободными"(Ин.8:31-32), Павел говорит: "Закон духа жизни во Христе Иисусе освободил меня от закона греха и смерти"(Рим.8:2), "Где дух Господень, там свобода!" (2Кор.3:17) = через соединение с Богом, человек приобщается к той свободе, которой обладает Бог, обретает свободу, освобождаясь от власти греха и от природной необходимости.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.