Догмат. Теологичность. Богооткровенность. Богодухновенность Свящ.Писания. Любовь и правда Божия, их соотношение. Указание на троичность Лиц в Боге в Ветхом Завете, страница 27

69. Вознесение И.Х. на небо и отверзение для всех верующих Ц.Н. = два евангелиста говорят о Вознесении (Мк16:19;Лк24:51;Деян1:9) = 1) Своим Вознесением Он открыл путь на небеса; Иоанн тоже знает о Вознесении «В доме Отца Моего обителей много…Я иду приготовить вам место,..приду опять и возьму вас к Себе, чтобы и вы были, где Я»(Ин14:2-3); 2) прославление чел-кого естества во Христе = во Христе достигается цель сотворения чел-кой природы = чел-я плоть взошла на небо и сделалась при­ча­с­т­ной вечной славе и власти Сына Божия; возвращение Сы­на, где Он был прежде, к Отцу, совершается с обоженной на веки плотью, уничижение привело к славе «Отче! Пришел час: прославь Сына Твоего, да и Сын Твой, прославит Тебя» (Ин.17:1).

Действительность Вознесения Христова =

1) иудеи считали Вознесение выдумкой – уч-ки украли тело из гроба и спрятали, а сказали, что И.Х. вознесся;

2) мифологическая гипотеза (советский атеизм): различные мифы возносили героев на небо, Илию, Еноха, Геркулеса, Диониса, Персея, раз не все евангелисты прямо пишут об этом событии, но это не так = на суде у Каиафы «отныне узрите Сына Чел., сидящего одесную силы» (Мф.26:64), «увидите Сына Чел., восходящего туда, где был преж­де» (Ин.6:62) + Апокалепсис Иоанна не оставляет сомнений, что он знает о Вознесении;

3) теория нем.протест.Гревса: многократность вознесений = надумана, Предание отрицает это, все говорят об одно­крат­ном Вознесении + у Павла это носит догматический хар-р «не с кровью козлов и тельцов, но со Своею Кровью, однаж­ды вошел во святилище и приобрел вечное искупление» (Евр.9:12) = вхождение в небесную Скинию носит всеобъем­лющий хар-р: одна Жертва = полное Искупление.

70. Вечное царствование И.Х. по Вознесении на небо = ев. Марк говорит, что по Вознесении Господь «воссел одесную Бога»(16:19), первомуч-к Стефан «Я вижу небеса отверстыми, и Сына Чел., стоящего одесную Бога» (Деян.7: 56), царь Соломон посадил мать Вирсавию по правую руку от себя (3Цар2:19-22) = сидение одесную означает принятие соучастия в царских почестях, достоинстве, власти, управ­ле­нии. Господь по чел-ву принимает славу, которую имел как Сын до сотворения мира + принимает заботу о мире, ответс­т­вен­ность и власть управления миром «Дана Мне всякая власть на небе и на земле»(Мф28:18), «дабы пред именем Иисуса преклонилось всякое колено неб., зем. и пре­ис­под.» (Флп.2:10). Царское служение по Вознесении: 1) И.Х есть Ходатай, Первосвящ., Посредник «просите и получите» (Ин. 16:24); 2) И.Х. послал по Вознесении Утешителя «если пой­ду, то пошлю Его вам»(Ин16:7), Сам И.Х. остается невиди­мым главой сознанной Им Церкви и «дарует все потребное для жизни и благочестия»(2Пт1:3); 3) И.Х. направляет все события мира, защищает, помогает верующим в борьбе с грехами и врагом спасения «Ему надлежит царствовать, доколе низложит всех врагов под ноги Свои, последний же враг истребится - смерть»(1Кор15:25-26).

71-72. Необходимость Божией помощи для усвоения людьми даруемого им во Христе и Христом спасения = после грехопадения чел.природа так пала, что сама не может выправиться, поэтому нужна помощь свыше, предвидя это (Предвечный Совет), было определено для спасения Воп­ло­щение Сына Божия во всей полноте чел-кой природы (кроме греха), Он удовлетворит правде Божией, победит все послед­с­твия греха, умрет, воскреснет, вознесется и воссядет одес­ную Отца. Чтобы Искупление имело воздействие на каждого конкретного чел-ка, он должен: уверовать во Христа искупи­те­ля, принять Его учение, последовать за Ним, т.е. иметь желание стать Христовым = приобрести сродство, мыслить и действовать в духе Христа «не я уже живу, но живет во мне Христос» (Галл.2:20). Но этого мало.

Ниспослание Духа Святого и Его действия для на­ше­го спасения = для усвоения плодов Искупления нужно осв­ящение нас и мира, которое состоится в ниспослании Св. Духа с дарами спасающей благодати, Его сила прививает нас ко Христу «Я есмъ Лоза, а вы ветви…без Мене не можете творити ничесоже»(Ин15:5), но сами мы не можем привиться ко Христу – нужна сила «Я умолю и даст вам другого Уте­ши­теля» (Ин.14:16), «наставит вас на всякую истину…от Моего возьмет и возвестит вам» (Ин.16:13-14) = усвояет учение Христово, «Любовь Божия излилась в сердца наши Духом Святым» (Рим.5:5) = мы уразумеваем любовь Бога; для людей Нового Завета И.Х. есть тоже, что для праро­ди­те­лей древо жизни, для спасение надо теснейшее соединение с Ним, эта полнота дается в таинстве Евхаристии – усвоение Тела и Крови происходит через содействие Св.Духа; Святой Дух освящает нашу волю и образ жизни, освобождает от влас­ти природной необходимости, от привычки ко греху, чем более мы соединяемся со Христом, тем больше освя­ще­ние Святым Духом, а для стяжания Св.Духа надо теснейшее соединение со Христом «Если кто Духа Христова не имеет, тот и не Его, а если Христос в вас, то тело мертво для греха, но дух жив для праведности» (Рим.8:9-10).

73. Учение Откровения о благодати, значение слова «благодать» = греч. «харизма», лат. – «gratia» =

1) приятное свойство лица, предмета, речи, поведения;

2) душевное состояние благоволения, милости, благодар­нос­ти, милосердия.

Древнеевр. = «gen» = чувство эстетического удовлетво­рения, симпатии к человеку, отношение Бога к чел-ку «Ной обрел благодать пред очами Господа»(Быт6:8), «Владыко, если я обрел благоволение пред очами Твоими» (Быт.18:3) – Аврааму видение Троицы. НЗ «харизма» = отношения людей друг к другу «Слава в вышних Богу, и на земле мир, в чело­ве­ках благоволение» (Лк.2:14), иногда означают пожертво­вания, подаяния (Павел для Иерус.Церкви 1Кор.16:3), иногда добродетели христиан.

Благодать – свойство существа Божия = чаще всего в НЗ как отношения Бога к чел-ку в значении Божественных св-в, как благость, любовь = Богородица «обрела благодать у Бога» (Лк1:30), Бога наз. «Богом всякой благодати» (1Пт.5: 10) – полнота духовных даров от Бога, милость Божия в деле Искупления «явилась благодать Божия, спасительная для всех чел-ков» (Тит2:11).