40. Существенное отличие души и независимость от тела = В антич.фил-фии ценность чел-ка связ. с его душой, а спасение чел-ка только с душой. Тело - злое начало, враждебное духу = по греч. "тело — темница" или "тело - гроб". Плотин признавался - стыдно иметь тело. Для христианства такой взгляд на состав чел-кой природы невозможен в силу факта Боговоплощения. Душа сама по себе человека не составляет - христ-ская аскеза не "умерщвление плоти", не борьба с телесностью, а освобождение тела через достижение бесстрастия, через освобождение всего человека от страстей, включая и душу, и тело. В Писании вообще нет нравственного противопоставления души и тела. Совр. Греч. философ Яннарас: чел-кая ипостась заключает в себе целостную человеческую природу = «душа создана вместе с телом, а не как пустословил Ориген, сначала создана душа, а потом тело»(И.Дам.против переселения и предсуществования душ), как многообразие энергий, т. е. внешних проявлений: энергии психические и энергии соматические (телесные). Совокупность психических энергий называют душой, совокупность энергий соматических - телом = разделение человека на душу и тело как две различные субстанции снимается. Существенное отличие души от природы тела – для создания души Бог не взял ничего от земли, создает душу творческим дуновением. Главное отличие чел-кой души от душ животных – это способность существовать без тела. Существенные св-ва чел-кой души: независимость от тела, разумность, свобода и бессмертие, а не только одушевлять (оживлять) тело и управлять им. «Дыхание жизни», кот. Бог вдунул в лицо чел-ка, говорит о том, что чел-к имеет в себе «частицу Божества» (Гр.Бог.), «нетварную благодать» (Лосский), благодаря которой Бог присутствует в тварном мире (Гр. Палама) = способ бытия Бога вне Божественной сущности. Высокое достоинство души: «Какая польза чел-ку, если он приобретет весь мир, а душе своей повредит? Или какой выкуп даст чел-к за душу свою?» (Мф. 16:26) = душа дороже целого мира, и не следует бояться гибели тела, если вопрос стоит о спасении души (Мф.10: 28), Бог сатане о Иове «вот он в руке твоей, только душу его сбереги»(Иов.2:6). Душа сотворена, она не от сущности Бога, но роднит чел-ка с ангелами, она разумна и бессмертна, способна жить сама по себе, имеет свою разумную духовную жизнь (отличие от жизни тела) и при распадении тела не рападается вместе с ним. Центр соединения души и тела – сердце, ибо «душа всякого тела – кровь его»(Лев.17:11), а тело живет через кровообращение. Смысл умно-сердечной молитвы – собирание в сердце, духовном центре чел-ка, силы души и тела в предстоянии Богу, а Христос дарует нам Тело и Кровь, чтобы обновить душу и тело – весь состав «истлевший страстьми».
41. Душа и дух. Трихотомия = Чел-кая ипостась сложна, заключает в себе различные природы: богословы делятся на два лагеря — трихотомистов и дихотомистов. Дихотомисты признают в человеке две различньге природы: душу и тело. Трихотомисты признают в человеке три различные субстанции: дух, душу и тело, считают, что дух отличается от души не менее радикально, чем душа от тела, приводят ссылки на Писание: "Слово Божие живо и действенно и острее всякого меча обоюдоострого: оно проникает до разделения души и духа, составов и мозгов, и судит помышления и намерения сердечные" (Евр.4:12), "И ваш дух, и душа, и тело во всей целости да сохранится без порока" (1Сол.5:23). Иустин Философ:"Тело есть жилище души, а душа — жилище духа, и эти три сохраняются в тех, кот-е имеют надежду и веру в Бога". Большинство отцов Церкви говорят о трихотомии. Обычно они понимают под духом либо Дух Божий, т. е. благодать, присутствующую в человеке, либо имеют в виду различные состояния души. Св. Климент Александрийский говорит: "Душа и дух – наименования одной и той же сущности". Но под действием Божественной благодати в душе устанавливается особый жизненный строй. Иными словами, дух - это та же самая душа, только после своего благодатного обновления. У ап.Павла слово "душевный" есть синонимом "плотского" и в этом смысле противопоставляется "духовному" (1Кор.2:13-3:1). Поэтому противопоставление души и духа в (Евр.4:12) нравственное, а не онтологическое значение, т. е. указывает на различную направленность помышлений и намерений сердечных: направлены ли они к "духовному" или к "душевному", "плотскому".
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.