36. Бытие злых духов = а) Действительность бытия злых духов откуда в мире зло? Ответ дает И.Х. - "Отче наш" заканчивается прошением избавить нас от лукавого. Лукавый не есть нечто, не есть сущность, это некто, некоторая личность = зло есть не природа, а состояние природы, состояние воли, ложно направленной по отношению к Богу: личные, свободно-разумные бесплотные существа, по собственной воле отпавшие от Бога, сделавшиеся злыми, образовавшие враждебный Богу мир. Быт.гл.3 - искушение прародителей; (Лев.гл.16) о злом духе Азазелле; (Втор. 32:17) о языческих жертвах, приносимых бесам. Мир демонов не есть хаос, имеет четкую организацию и иерархию. Господь называет мир падших духов царством (Мф. 12:26). Единоличный глава этого царства: сатана ("сатан" евр.-"противящийся"), диавол (греч. "клеветник"), Веельзевул - князь бесовский (название ханаанского божества упоминается в 4Царств), "древний змий", "дракон". Господь Иисус Христос (Ин.12:31) наз. "князем мира сего", Павел (2Кор.4:4) наз."богом века сего", (Еф.2:2) "князем, господствующим в воздухе", И.Х. главу царства падших духов прямо называет "врагом" (Мф.13:24-25). Их падение, их число = Бог "Ангелов, не сохранивших своего достоинства, но оставивших свое жилище, соблюдает в вечных узах, под мраком, на суд великого дня" (Иуд. 6). И.Х. (Лк.10:18) "видел сатану, спадшего с неба, как молния", И.Дам.:" с ним ниспало бесчисленное множество подчиненных ему духов". Каково число падших духов, мы не знаем, также как не знаем, каково число ангелов вообще, не знаем мы и как соотносится их число с числом ангелов добрых. диавол является начальником зла и греха в мире:"Кто делает грех, тот от диавола, потому что сначала диавол согрешил" (1Ин.3:8). Сущность их падения (Сир.10:15) "начало греха — гордость".в)Место обитания злых духов = "ад", "преисподняя" или "бездна", но есть и другие места, "воздух" (Еф.6:12) о сатане как о князе, господствующем в воздухе, в ВЗ название "поднебесная" (Иов.1:7). Отрицние бытия злых духов как личностных существ неизбежно приводит к отрицанию грехопадения и Искупления, Иоанн Кроншт.: "Упорное неверие в бытие злых духов есть настоящее беснование, ибо идет наперекор Божественному Откровению. Отрицающий злого духа человек уже поглощен диаволом". г)Искажение природы = они обладают обширным ведением, отчасти ведением будущего, значительным могуществом, силой. Как существа личностные они веруют в Бога и трепещут (Иак.2:19), к Богу и Его творению имеют ненависть, к человеку зависть: "Завистью диавола вошла в мир смерть, и испытывают ее все, принадлежащие к уделу его" (Прем.2:24). И.Х., что диавол - "человекоубийца от начала" (Ин.8:44), и "отцец лжи", как онтологическое свойство, как полная противоположность истине, поэтому выбирать между добром и злом они уже не способны – покаяние для них невозможно.
37. Злобная деятельность падших духов в мире = очень "трудолюбивы" в стремлении распространить свое царство, например, в искушении прародителей, в установлении духовной власти над земными царствами, (Мф.4:8-9) власть над земными царствами принадлежит сатане, иначе Господь не назвал бы его "князем мира сего", сильное средство для распространения царства падших духов является язычество, (Пс.105:37) язычники приносили своих сыновей и дочерей в жертву бесам + сатанинские учения, теософия, оккультизм, ереси и расколы в Церкви, гонения на Церковь также инспирируются духами злобы, Спасителя сатана искушал Его в пустыне, использовал в своих целях книжников, фарисеев, пытался действовать через апостола Петра (Мф. 16:23), сатана овладел Иудой (Ин.13:27),прротивод-вуют распространению Евангелия (Мф.13:24-30) притча о плевела, царство сатаны усилится при конце мира, когда (Откр.20:7) сатана будет освобожден из своей темницы. Писание, говоря об обращении язычников в христианство, обычно называет его "обращением от власти сатаны к Богу" (Деян.26:18), "У неверующих бог века сего ослепил умы" (2Кор.4:4), сатана может принимать вид Ангела света, т. е. зло может действовать и под видом добра, следствием воздействия злых духов могут быть слепота, глухота, немота (Мф.9:28,32), беснование, например, с гадаринскими бесноватыми, которые совершенно не владели собой (Мф. 8). Бесы могут воздействовать и на внеш. благополучие человека: пример многострадального Иова, эпизод с гадаринскими свиньями.е) Ограничение Богом злой деятельности падших духов = попускает и ограничивает. Почему Бог попускает злым духам действовать в мире и искушать человека? И. Злат.:«по великой попечительности о нас, ибо если бы лукавый овладевал нами насильно, то тогда бы этот вопрос имел некоторую основательность. Но так как он не имеет такой силы, а может только к себе склонять нас, тогда как мы можем и не склоняться, то для чего ты устраняешь повод заслугам и отвергаешь средства к достижению венцов? Диавол зол для себя, а не для нас, потому что если мы захотим, можем приобрести для себя много и добра, конечно, против его воли. Когда лукавый устрашает и смущает нас, тогда мы вразумляемся, тогда познаем самих себя и тогда с большим усердием прибегаем к Богу». Ограничивает, прп. Серафим Саровский:"Будучи по природе ангелами, они (т. е. бесы) обладают необъятным могуществом. Малейший из них мог бы уничтожить землю, если бы Божественная благодать не делала бы бессильным их ненависть против Божия творения" + "Именем Моим будут изгонять бесов" (Мк.16:17), пост и молитва: "Сей род не может выйти иначе, как от молитвы и поста" (Мк.9:29), "Трезвитесь и бодрствуйте" (1Пт.5:8). + почитание Животворящего Креста, участие в церковных таинствах, использование святой воды…
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.