29. Бытие сотворенных духов или ангелов. Возражения против бытия ангелов = слово "ангел" означает "вестник" не природа, а служение. В Писании словом "ангел" наз.пророки (Моисей - Чис.20:16), И. Х. наз-ет Ангелом Завета (Мал.3:1). Быт.3 говорит о Херувиме с огненным мечом у врат рая, Быт. 28 — видении лестницы Иаковом, Исайя имел видение Серафимов в храме (Ис. 6), в псалмах: "Ибо Ангелам Своим заповедает о тебе"(Пс.90: 11). В НЗ: Ангел Гавриил возвестил Деве Марии благую весть; искушения в пустыне, Воскресение, Вознесение и др.события из жизни Спасителя отмечены присутствием ангельских сил, история ранней Церкви - ангел вывел апостола Петра из темницы. Возражения против бытия ангелов: бытие ангелов отрицается только крайними протестантами, остальные христ.конфессии признают. Отрицания: 1)утверждается, что ангелы представляют собой олицетворение природных стихий, но Писании ангелы имеют ярко выраженные личностные особенности, и всерьез утверждать, что древние иудеи под ангелами понимали олицетворение природных стихий, невозможно; 2) народные представления, согласно кот.духовный мир устроен по образцу двора восточного монарха, но тогда бы они изобиловали бы различными неправдоподобными, фантастическими деталями, как это имеет место в мифологии различных народов, а в Писании не говорится о мире ангельском в самом себе, ни о каких подробностях из жизни ангелов; 3) вера в ангелов была заимствована иудеями из персидской религии зороастризма во время вавилонского пленения, но пленение было в VI столетии, а Пятикнижие Моисея были написаны до вавилонского плена и вера в ангелов там уже несомненно присутствует + для зороастризма в учении об ангелах характерен дуализм: добрые ангелы сотворены добрым богом Армуздом, злые ангелы происходят от злого бога Аримана, в зороастризме ангелы являются существами двуполыми, которые даже вступают в брачные отношения, а в Писании ангелы предстают как бесполые, у иудеев не было культа ангелов, не было практики поклонения ангелам, что имело место в зороастризме. Для христиан гл. основание уверенности в существовании ангелов является то, что о бытии ангелов говорил Сам Господь Иисус Христос.
30. Время сотворения ангелов, число ангелов = Точных указаний Писание не дает, но в святоотеч.текстах три мнения: 1) ангелы сотворены прежде вещественного мира, это вошло в Катихизисы, его разделяли свщмч. Ириней Лион., Евсевий Кесар., свтт. Афанасий Вел., В.В., Гр. Бог.. Св. И. Дам.:("Точн.излож., кн. 2, гл. III): "Надлежало сотворить прежде всего умную сущность, потом чувственную, и после того из той и другой сущности — человека"; 2) др. отцы считали, что ангелы сотворены одновременно с сотворением видимого мира, блж.Феодорит:"Ангелы имеют ограниченную сущность и посему имеют они нужду в месте, потому одно Божество, как неограниченное не заключается в месте. Но если ангелы ограничены местом, то как им существовать прежде неба и земли? Ибо пока нет содержащего, может ли быть содержимое?" – нужно пространство-время, блж. Августин - ангелы сотворены в первый день вместе со светом и именно поэтому ангелов называют вторыми «светами»; 3) поскольку мир развивается эволюционным путем, от простого к сложному, а ангел более совершенен, чем человек, следовательно, ангелы должны были появиться после человека, но (Иов.38:4-7) говорится, что Бог основывал землю при общем ликовании небес, когда все сыны Божий (ангелы) восклицали от радости, а основание земли относится к четвертому дню творения. Значит, ангелы к этому времени уже существовали. Однозначно можно утверждать только то, что ангелы сотворены не позднее 4-го дня, а следовательно, не могли быть сотворены вместе с человеком или позже него. Два подвопроса: конечно или бесконечно число ангелов? является ли оно постоянным или изменяется? (Дан.7:10) говорит о тысячах тысяч, т. е. о миллионах, и о тьмах тем, т. е. миллиардах ангелов. Господь Иисус Христос говорил о двенадцати легионах ангелов, свт. Кирилл Иерус.:"ангелов — девяносто девять овец, а человечество — одна, сотая, овца". Широко распространено мнение, что число ангелов бесконечно, хотя в Свщ. Писании нигде не утверждается, что число ангелов неограниченно, называются большие, но все-таки конечные числа + Можно утверждать, что число ангелов не уменьшается. Поскольку ангелы бессмертны, их число не может уменьшиться. Но может ли оно увеличиваться? Блж. Феодорит считал: "Не подлежащее тлению естество не требует размножения", свт. Гр.Нисский говорил некоем таинственном размножении ангелов и полагали, что число ангелов возрастает. Единственно, что мы можем утверждать, — оно не уменьшается.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.