Благодать как сила Божия = изливающаяся в форме живой, деятельной Божественной силы «довольно тебе благодати Моей, ибо сила Моя совершается в немощи» (2Кор. 12:9).
Участие Лиц Св.Троицы в раздаянии благодати = как сила, энергия от Бога на тварный мир есть атрибут Божией природы – общая для всех Трех Лиц Божества. Бог-Отец есть источник нашего освящения благодатью, Его благоволение, Он посылает предвечно исходящего Св.Духа, в Первосв.молитве «Освяти их истиною Твоею»(Ин17:17), «Бог послал в сердца ваши Духа Сына Своего, вопиющего «Авва, Отче!»» (Галл.4:6), «Благодать вам и мир от Бога Отца» (1Кор.1:3). Сын Божий заслужил для нас благодатные дары Святого Духа, благодаря Его подвигу стало возможно наше освящение благодатью, Отец – Источник, а Сын – Виновник нашего освящения «Кто верует в Меня, у того…из чрева потекут реки живой воды, сие сказал Он о Духе, Которго имели принять верующие в Него; ибо еще не было на них (иудеях) Духа Святого, потому что Иисус не был прославлен» (Ин.7:38-39). Святой Дух собственно и является Совершителем нашего освящения: слова «благодать», «Святой Дух», «дар благодати», «дар Святого Духа» - взаимозаменяемы. Откровение о Бож.благодати, как о силе, учит нас: благодать есть нетварная Божия сила; достигает нас в Ипостаси Духа святого, хотя равно принадлежит всем Лицам; даруется нам вследствие искупительного подвига Христа; благодать усвояет нам его плоды; благодать не магия, она не изменяет природы чел-ка, а преображает способ ее существования, действует совместно с ней.
74. Виды благодати = классификации нет в Предании Вост.Церкви, она появилась в спорах католиков и пртестантов в эпоху Реформации, теперь нам полезна в полемике с католицизмом, протестантизмом, со светским гуманизмом; два основных вида благодати = всеобщая («предваряющая», «просвещающая») и чисто церковная (оправдывающая, сохраняющая и возраждающая). Особые дарования благодати = от церковной благодати следует отличать ее особенные дарования (харизмы), т.е. силы и способности, которые есть либо усиление естественных способностей чел-ка, либо совершенно новые = все идет не на личную пользу, а на служение для всей Церкви: «Дары различны, но Дух один и тот же; служения различны, а Господь один и тот же; и действия различны, а Бог один и тот же, производящий все во всех. Но каждому дается проявление Духа на пользу. Обному дается Духом слово мкдрости, другому слово знания, тем же Духом; иному вера, тем же Духом; иному дары исцелений, тем же Духом; иному чудотворения, иному пророчества, иному различение духов, иному разные языки, иному толкование языков… все члены одного тела»(1Кор12:4-12) = дары даются для служения; есть дары постоянные (пастырство, учительство), а есть временные, чрезвычайные (апостольство, дар языков, толкования, чудотворения).
дносторонние понятия о благодати = 1) пелагиане в Vв. отрицали реальность первородного греха + все строится на свободе воли + люди смертны не по греху, а по естеству = отсюда одностороннее учение о благодати: естестсвенные дары чел-ку от рождения (разум и свободная воля = «естественная благодать» = gratia naturalis) даны от творения могут сделать чел-ка не грешащим (liberum arbitrum) + ВЗ научает и побуждает к добру обещанием будущих благ (благодать закона = gratia legis) + НЗ, уч-е И.Х. и пример Его высоконравст-й жизни просвещают разум и волю (gratia Christi) = этих трех видов благодати якобы достаточно для спасения (у них благодать смешивается с внешними дарами Бога и действием Его Промысла, она лишь облегчает чел-ку исполнение нравственного закона и сделан вывод, что чел-к по собственной силе может спастись); 2) уч-ние Августина = благодать есть сила внешняя по отношению чел-ка, она устраняет его свободу, т.е. после грехопадения у чел-ка свободной воли нет (господствует грех, свобода к добру утрачена), а спасение есть всемогущее действие Бож.благодати, которая подчиняет себе даже противоборствующую волю; Лютер и Кальвин довели учение до всеобщего предопределения людей. Святоотеч.учение = образ Божий в чел-ке поврежден, но не уничтожен, а требует очищения. Лосский = «заблуждение Пелагия и Августина состоит в перенесении тайны благодати в область рассудка, где понятия духовного порядка – благодать и свобода - стали враждебны друг другу» = рационал-зм.
75. Действие благодати предваряющей = Всеобщая, предваряющая, просвещающая, промыслительная благодать: действет через общий Промысел Божий =
1) призывание чел-ка ко спасению, как призыв к покаянию через осознание своей греховности и как призыв к вере во Христа Искупителя и Спасителя; евангельская проповедь к покаянию и к вере в воздаяние «Благовествование есть сила Божия ко спасению всякому верующему»(Рим1:16) = покаяние, отречение от сатаны, исповедание веры, но «Никто не может придти ко Мне, если не привлечет его Отец»(Ин6:44) = действие предваряющей благодати;
2) обращение, как осознание своей греховности и невозможности выйти из нее самим, вера Христу и желание следовать за Ним, преданность Ему (внутреннее обращение) + Крещение (внешнее обращение), где также предваряющая благодать, вводит в Церковь и действие ее заканчивается, ей приемствует особая благодать полученная при Крещении.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.