49. Первородный грех = потомки первых людей не несут персональную ответственность за грех Адама и Евы – это их личный грех, который был искуплен их покаянием, но все люди наследуют последствия греха прародителей, прежде всего, смертность, но греховность - это непросто ущербность природы, а активное враждебное человеку начало, живущее в его членах и влекущее его ко греху даже помимо его собственной воли:"Доброго, которого хочу, не делаю, а злое, которого не хочу, делаю... нахожу закон, противоборствующий закону ума моего и делающий меня пленником закона греховного, находящегося в членах моих " (Рим. 7,20,21,23). Эта наследственная склонность ко греху, которой все потомки Адама приобщаются посредством физического рождения, получила наименование первородного греха. ПК = "Таким образом, первородный грех понимается православным богословием, как вошедшая в человечество греховная склонность, ставшая его духовной болезнью ". Его действительность, всеобщность, способ распространения = «единым чел-ком грех в мир вниде и грехом смерть; и тако смерть во вся человеки вниде: в немже вси согрешили» (Рим.5:12) = младенцы без личных грехов крещаются во оставление первородного греха, «все родились от Адама, зараженного грехом, и сами грешат. Как от зараженного источника естественно течет зараженный поток, так от родоначальника, зараженного грехом и потому смертного, естественно происходит зараженное грехом и потому смертное потомство»(ПК). Вменение первородного греха = Первородный грех необходимо строго отличать от грехов личных, т.е. свободного противления личности Божественному закону. Власти первородного греха подвержены все люди независимо (и младенцы, личных грехов не имеющие). Хотя мы не несем личной ответственности за грех Адама, но несем наказание за грех прародителей: а) подлежим закону тления и смерти; б) не можем войти в Царствие Небесное (Ин.3:5) как носители греховного состояния природы. Подверженность каждого человека, в силу его происхождения от Адама, этому наказанию наз. вменением первородного греха.
50. Предвечный совет Прсв. Троицы о спасении рода человеческого. Предвечность этого решения = Писание (Быт.1:26), что созданию чел-ка предшествовало некое совещание Божественных Лиц – получило наименование Предвечного Совета, слово «совет» по отнош.к Бож.замыслу встречается в (Деян.2:23), но не согласование воль (воля Бога едина), а как «волеизъявление». Бог создал чел-ка свободным,но это может быть в злоупотреблении («Божественный риск» у Лосского), - Бог предвидел грехопадение и нужду чел-ка в искуплении = Бог определил спасти чел-ка и предызбрал средства = Воплощение сына (Второго Лица) и Его искупительную Жертву. Суть Совета в добровольном согласии Второго Лица Прсв. Троицы принести Себя в искупительную Жертву ради спасения чел-ка и всего мира. Без этого согласия творение мира было бы невохможно, как и без творческого действия Отца. Тайна открыта нам частично (спасительно), почему именно такое средство (Бог всемогущ) – Павел говорит об искуплении как о тайне воли Бога(Еф.1:9). Совет до творения – Предвечный совет, Бог принимает на себя ответственность за последствия злоупотребления чел-ка свободой, Второе Лицо разделяет с чел-ком все последствия падшести = решение о тайне, «о которой от вечных времен умолчано» (Рим.14:24), «Бог избрал нас в Нем (во Христе) прежде создания мира»(Еф.1:4). Участие Лиц Пресвятой Троицы = Отец влаговолит в Совете божие спасти людей через Сына: «Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в него не погиб, но имел жизнь вечную»(Ин.3:16) Сын совершает наше спасение через воплощение и искупит.Жертву: «Дела, кот. Отец дал Мне совершить, самые дела сии Мною творимые, свидетельствуют о Мне, что Отец послал меня»(Ин.5:36); Святой Дух усвояетискупленным грешникам плоды жертвы Христовой и Своим содействием совершает в сердцах людей дело спасение: «Бог от начала, чрез освящение Духа и веру истине, избрал вас ко спасению»(2Сол.2:13).
51. Господь Иисус Христос есть истинный Бог по естеству как Сын Божий = (ПК)называется Господом, в смысле что он есть истинный Бог (ВЗ евр.Иегова), Иисус имя «Бог мое спасение=Спаситель» дано при рожд. через Арх. Гавриила (Мф.1:21), Христос имя «Помазанник = Мессия = Машиах» = пророков, царей, первосвященников которые прообразовывали служение Господа Иисуса Христа. «И.Х.» = указание на чел-кое естество спасителя. Свид-ва самого И.Х.: исцеление расслабленного в овчей купели Вифезда в обвинении нарушения субботы Он отвечает «Отец Мой доныне делает, и Я делаю» (Ин.5:17) = Господь 1) приписывает Себе Бож.сыновство, 2) усвояет Себе власть, равную власти Отца, 3) говорит о Своем соучастие в промысле Отца, слово "делаю" не как "создаю из ничего", а промысел Бога в мире + там же «Сын ничего не может творить Сам от Себя, если не увидит Отца творящего: ибо, что творит Он, то и Сын творит также» (Ин.5: 19-20) = указание на единство воли и действия Отца и Сына. И.Х. для выражения Своего отнош.к Богу Отцу использует выражение «Отец мой»(Ин.5:17), а в отнош.др. людей – «Отец ваш»(Мф.6:32): «Восхожу к Отцу моему и Отцу вашему»(Ин.20:17), но нигде нет выражения «Отец наш», т.е. не объединяет Себя в богосыновстве с прочими людьми. Символ = «рожденна не сотворенна» = сын не есть тварное существо, а рожден из сущности Отца = единосущен; «Бога истинна от Бога истинна» = Сын божий называется богом в том же истинном смысле, как Бог отец, т.е. имеет равное с Отцом Божественное достоинство, а родить можно только равное Себе по достоинству, но отличен по ипостаси – рождение есть личностное (ипостасное) свойство Сына Божия + «рожденного прежде всех век» Сын совечен Отцу (против Ария, что Сын имел начало бытия). Сын Божий есть собственное имя Второго Лица Прсв. Троицы и равнозначно наименованию «Бог».
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.