76. Необходимость спасающей веры для обращения. Значение веры и добрых дел в нашем спасении = протестанты в учении об оправдании верою опираются на авторитет ап.Павла: «Благодатью вы спасены через веру» (Еф.2:8), «Без веры угодить Богу невозможно»(Евр11:6), «Если… сердцем веровать, что Бог воскресил Его из мертвых, то спасешься» (Рим.10:9-10) = эти цитаты вырваны из контекста, ибо там же – Господь «воздаст по делам его» (Рим 2:6), «всем должно явиться на судилище Христово, чтобы… что он сделал, живя в теле, доброе или худое» (2Кор.5:10), «Конец их будет по делам их» (2Кор.11:15) = два ряда высказываний как бы взаимоисключающие, но это лишь от законнического отношения к спасению у иудеев = чел-к внутренне не изменяется, нет личного отношения к Богу, но рассматривает свои добрые дела, как заслуги (поэтому Павел говорит о значении веры), а у протестантов отношение тоже законническое = видят только высказывания об оправдании верой и отрицают необходимость добрых дел, ибо если они имеют значение заслуг, то якобы тем самым мы умаляем заслуги Христа, которых вполне достаточно для спасения (у протестантов добрые дела лишь иллюстрация веры). По Павлу спасает не сама вера и не сами дела, а Бог Своею благодатью, но условие получения ее – вера «верою получили мы доступ к благодати»(Рим5:2), «Авраам поверил Богу и это вменилось ему в праведность»(Рим4:3) = иудеи считали веру как одно из добрых дел, а Авраам жил верой до добрых дел и вера была причиной их, он поверил Богу и пошел в неизвестную землю, тоже и жертва Исааком – Авраам как верил, так и продолжал верить «вера содействовала делам его, и делами вера достигла совершенства»(Иак 2:26). Вселение Христа в нас осущ-ся по вере (Еф3:17) – благодать не безличная сила = присутствие благодати есть всегда присутствие Бога, поэтому благодать должна быть принята и усвоена нами = «истинная цель христ-ой жизни есть стяжание Св.Духа, а пост, бдение, молитвы, милостыня… суть лишь средства для стяжания Св.Духа Божия»(прп.Серафим Сар.) = доброделанием благодать усваивается. Но «чел-к оправдывается верою независимо от дел закона»(Рим3:28) = не исполнение закона приводит ко Христу, а вера во Христа, которая от дел закона не зависит, ибо делание добрых дел по вере есть необходимость для усвоения благодати, а не заслуга = живая вера рождает добрые дела, а они разжигают веру «Вера без дел мертва»(Иак2:17), но «лишь только ради Христа делаемое доброе дело приносит плоды Духа Святого, все же не ради Христа делаемое, благодати Божией не дает»(прп.Серафим) = не соединяют с Богом, не ведут путем святости.
77. Отношение благодати к свободе = по Преданию есть синергия Бож.благодати и свободы чел-ка = «Мы соработники у Бога»(1Кор3:9) = учение о спасении как соработничестве связано с антропологией восточных Отцов, а благодать придана чел-ку в акте творения, поэтому у них благодать и чел-кая свобода не мыслятся одна без другой. Благодать всесильна, но не уничтожает нашей свободы, благодать преобладает в совершении спасения, но не умаляет значения чел-кой свободы = «Бог спасает нас не без нас». Соотношение благодати и свободы = орос IV Вс.Соб = как во Христе Бож.природа преобладает над чел-кой, но последняя свободно подчиняется Божией, так и в нас соотносятся действие благодати свободное подчинению ее силе = благодать есть причина нашего спасения, а мы обеспечиваем необходимые условия. Свобода:
1) формальная свобода = выбор между добром и злом;
2) нравственная свобода = возможность реализовать выбор (в греховном мире эта свобода ограничена «доброго, кот.хочу, не делаю, а злое, кот. не хочу, делаю» (Рим 7:19) + «Познайте истину, и истина сделает вас свободными» (Ин 8:32) = благодать не упраздняет формальную свободу. Субъективные условия спасения = открытие сердца к принятию благодати «Се, стою у двери и стучу: если кто услышит голос Мой и отворит дверь, войду к нему, и буду вечерять с ним, и он со Мною» (Ап.3:20); «Вы всегда противитесь Духу Святому, как отцы ваши» (первомуч. Стефан Деян.7:51); благодать - это присутствие в нас Бога, оно требует непрестанных усилий с нашей стороны «Ц.Н. силою берется, и употребляющие усилие, восхищают его» (Мф.11: 12), благодать дается чел-ку в зависимости от образа его жизни.
78. Благодать оправдывающая, ее действия = два действия оправдыв-ей благодати = оправдание и освящение, но единое действие возрождения чел-ка «омылись, освятились и оправдались именем Господа И.Х.» (1Кор.6:11); «оправдание» в Предании не в юридич.смысле, как у католиков, но как сообщение чел-ку праведности Христа = не амнистия, а освобождение от греха = благодать снимает осуждение за первородный и произвольный грех = но уничтожение зла в чел-ке не есть конечная цель, кот-я есть другое действие оправдывающей благодати = «освящение» = сообщение реальной святости «крестится во имя И.Х. для прощения грехов, и получите дар Св.Духа»(Деян2:38). Но остаются остатки греха, «жало греха», кот.чел-к должен уничтожить в себе сам и «наполниться всею полнотою Божиею»(Еф3:19), в Крещении меняется состояние природы чел-ка, но не образ существования (склонность ко греху остается, для пользования святостью нужна помощь из вне) – нужно получать другой вид благодати для сохранения и возрождения духовной жизни.
79. Благодать сохраняющая и возвращающая духовную жизнь = а) помощь борьбы с грехом, укрепление воли, направленность к добру; б) усвоение святости, полученной при Крещении. Мы не знаем, как святость и праведность Христовы соделываются нашей – механизм действия благодати нам неведом «Бог производит в вас и хотение, и действие по Своему благоволению» (Фл 2:13), «мы не знаем, о чем молиться, но Сам Дух ходатайствует за нас воздыханиями неизреченными» (Рим 8:26), «я насадил, Аполлос поливал, но возрастил Бог; посему и насаждающий и поливающий есть ничто, а все Бог возвращающий» (1Кор3:6-7) = возвращение духовной жизни производится Богом = причины зарождения и развития в чел-ке жизни духовной находится не в чел-ке, а в Боге.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.