Догмат. Теологичность. Богооткровенность. Богодухновенность Свящ.Писания. Любовь и правда Божия, их соотношение. Указание на троичность Лиц в Боге в Ветхом Завете, страница 44


I. Введение в догматическое Богословие.

1-2. Догмат – вероучительная (теологическая = о Боге и Его домостроительстве), Богооткровенная, Церковная («Церковь Бога живого, столп и утверждение истины», Тим3:15), законообязательная (непререкаемая) истина, обсуждаемая и утверждаемая на Вселенских Соборах.

3. Бож. Откровение = «Бог, многократно и многообразно, говоривший издревле отцам и пророкам»(Евр.1:1-2); естественное = созерцание тварного космоса и нравственный закон внутри нас +изречение Канта.

4. Богодухновенность Св.Предания = Бог автор, чел-к лишь соавтор = Богооткровенная истина + истина выражена на языке времени и культуры.

5. Св. Предание = три уровня Предания: 1) личное богообщение; 2) опыт святых отцев; 3) действие Св.Духа; Св.Писание одна из форм Св. Предания, но есть и другие формы: символы веры, ап-е правила и каноны, опр. Соборов, литургика и гимнография (+иконопись), древние церковные истории, мученические акты и жития святых, творения отцов, богослужебная практика и традиции благочестия.

6. Границы Богопознания = бесконечны, как и Бог, но «видевший Меня, видел и Отца»(Ин.14:9, ответ ап.Филиппу); Бог, «Который обитает в свете неприступном»(1Тим6:16), в определениях и звуках (именах) не нуждается (неопределим), но Бог познается в действованиях (энергиях) = как это достаточно для нашего спасения.

II. о Боге в Самом Себе. Истина бытия Божия – «Рече безумец в сердце своем: «нет Бога»(Пс13:1).

7-8. Онтологические св-ва существа Божия = Бог обладает безграничной полнотой бытия, т.е. абсолютной сущностью, несоизмеримой с тварью = говорить можно только в отрицательных терминах (апофатические свойства) по отношению к тварному бытию: самобытность (безначальность «Отец имеет жизнь в Самом Себе, так и Сыну дал иметь жизнь в Самом Себе», Ин.5:216), не изменяемость Отца светов, у Которого нет изменения и ни тени перемены», Иак1:17), вечность («от века Живущий», Пс54:20), неизмеримость и вездеприсутствие («взойду ли на небо, Ты там; сойду ли в преисподнюю, и там Ты», Пс138) = Бог в бытии не нуждается в формах места и времени, поэтому поклонение Ему должно быть «в духе и истине»(Ин4:21).

9-12. Духовные св-ва Божии: всеведение (Бог знает все), премудрость (в Боге разумение и ведение совпадают), всемогущество (у Бога нет дистанции между желанием и осуществлением «Он повелел, - и явилось»Пс32:9, но все увязано с другими свовами, Бог не может совершить произвола или греховного деяния), всеправедность (следствие святости = правда законодательная нравственного закона и правда мздовоздаятельная), святость (любит добро и ненавидит зло, чист от греха, евр. – «отделенный, несоизмеримый» с тварью, святость определена Законом Божиим и Бог Сам руководствуется им, т.к. не может соприкасаться с грехом), всеблаженство (гармоничное единство и взаимодействие всех сил Божиих = все силы беспредельны, в Боге любовь к благу совпадает с обладанием им), благость (Бог открывает Себя существом всеблагим, любящим и милующим), любовь (благость к личным существам), милость (любовь по снисхождению).

12. Любовь и правда Божии = любовь без правды вырождается в благодушие и попустительство греху, а правда без любви оборачивается жестокостью = любви без правосудия не бывает «кого любит Господь, того и наказывает и благоволит к тому, как отец к сыну своему» (Притч.), иначе ВЗ-Бог не тождественне НЗ-Богу и ВЗ-книги не богодухновенны.

13-14. Отношение св-в Бога к Его существу, единство существа Бога = множенственность наших представлений, как множественность св-в Божиих, есть наша ограниченность в познании = для Бога быть и быть сильным есть одно и тоже = в Боге нет разницы между свойствами и субстанцией = все слито воедино: «да знают Тебе единаго Истиннаго Бога»(Ин17:3) – врожденная идея о едином Боге.

III. Догмат о Пресвятой Троице = «Бог есть един по существу, но троичен в Лицах: Отец, Сын и Святой Дух, Троица Едтносущая и Нераздельная».

15. Указание на троичность Лиц в Боге в ВЗ: 1) множественность – действия «сказал..,сотворим.., сойдем» во множ. числе, а «Бог.., стоворил.. » един. Число; 2) указание на три Лица = явление трех ангелов аврааму, «Свят, Свят, Свят Господь Саваоф»(Ис); на личность и божество кождого из Лиц = «Я лоза виноградная (Сир24:20) = Отец Мой – Виноградарь, Я есмь Лоза, а вы ветви»(Ин15:1), «Словом Господа сотворены небеса» (Пс32), «Дух Божий носился над водою»(Быт.).

16. Отношение Лиц Св.Троицы к миру – «Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него не погиб, но имел жизнь вечную»(Ин3:16), «Любовь Божия излилась в сердца наши Духом Святым»(Рим5:5) = «от Отца (источник Премудрости), через Сына (ипостасная Премудрость), во Святом Духе (завершает и усвояет)»(Гр.Нисс.).

17. Свидетельство НЗ о троичности Лиц в Боге = Богоявление.

18-19. по билету.

20. Толк.уничиж.мест = эти места относятся к чел-му естеству Спасителя.

21. Божество Св.Духа = «для чего ты допустил сатане вложить в сердце твое мысль солгать Духу святому? Ты солгал не чел-кам, а Богу»(Д.5:3-4).

22. Единосущие = Лица имеют единое и нераздельное Божие естество, единую волю, власть и славу, суть три Божиих Лица, обладают равночестно божественными совершенствами, но не три Бога, а Единый Бог.

23. Различие Лиц по личным св-вам = нерождаемость, рождение и исхождение = три различные ипостасные св-ва = дать определения каждой Ипостаси через имена нельзя, можно только через отношения Их.

IV. Бог как Творец мира.

V.  Основные виды творений. Человек.

38. Происхождение чел-ва от Адама и Евы = .

42. Св-ва души чел-кой = самостоятельность, духовность, разумность, свобода, бессмертие.

43. Образ и подобие Божие в чел-ке = .

44. Назначение чел-ка = .