44. Назначение человека = можно выделить три аспекта: назнач. чел-ка по отнош. к Богу, назнач. чел-ка в отнош. к самому себе и назнач. чел-ка по отнош. ко всему творению. По отношению к Богу Павел (Деян.17:24-27): "Бог, сотворивший мир и все что в нем от одной крови, произвел весь род человеческий для обитания по всему лицу земли, дабы они искали Бога, не ощутят ли Его и не найдут ли, хотя Он и не далеко от каждого из нас". Ин. Злат.: "Это значит, что Бог не только дал нам для жизни дыхание и все, но, что важнее всего, открыл путь к познанию Его, даровал то, что через это мы можем найти и достигнуть Его" = назнач. чел-ка по отнош. к Богу есть познание, соединение и служение Богу = назнач. чел-ка по отнош. к Богу мало отличается от назнач. ангелов. Назначение по отношению к самому себе = чтобы через раскрытие сил и способностей достичь полной меры богоподобия = единения с Богом, причастия Божественного естества, участия в Божественном блаженстве. Практически назначение человека по отношению к Богу и по отношению к самому себе в значительной степени совпадают. Писание говорит о цели человеческой жизни как о достижении совершенства в Боге (Мф.5:16): "Да светит свет ваш пред людьми, чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли Отца вашего Небесного",(Мф.5:48): "Итак, будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный". Писание о назначении человека по отношению к себе как о возрастании в любви для соединения с Богом (1Ин.4:16): "Бог есть любовь, и пребывающий в любви пребывает в Боге, и Бог в нем", (1Кор.2:9): "Не видел того глаз, не слышало ухо, и не приходило то на сердце человеку, что приготовил Бог любящим Его". Назначение человека по отношению к безличному творению = замысел Божий о мире подразумевает спасение всего творения = в конце времен "будет Бог все во всем" (1Кор.15:8). Приобщение тварной природы к жизни Божества не может быть следствием необходимости, но совершается как дело личностной свободы. Единственной нетварной сущностью, которая способна реализовать свою жизнь как свободу, является человек. Писание и святоотеч. Предание видят в человеке посредника, способного привести весь созданный Богом мир к осуществлению этой конечной цели. Образ бытия мира зависит от духовно-нравственного состояния человека: "... тварь с надеждою ожидает откровения сынов Божиих... в надежде, что и сама тварь освобождена будет от рабства тлению в свободу славы детей Божиих. Ибо знаем, что вся тварь совокупно стенает и мучится доныне" (Рим.8:19-22). Антич.авторы называли человека малым миром, то Гр. Нисс. дает наименование «малый бог», т.е. существо, способное управлять миром, свободно определяться по отношению к природной необходимости. Тот же св. отец называет человека проводником Божественных действий на всякую тварь. Максим Исп.:"человек призван
45. Понятие о промысле Божием. Действительность промысла Божия вообще. Предметы Божественного промысла. Действия промысла Божия. Образы Божественного промышления о мире.
46. Необходимость промышления Божия о первозданном человеке = Совершенство первозданного человека не было полнотой духовно-нравственного совершенства = предстояло духовно развиваться и совершенствоваться путем собственной деятельности. В богоподобной и безгрешной природе ему была дарована только способность к постепенному и нескончаемому совершенству = человек был сотворен обоживающимся, способным к принятию все большей благодати = соработничество, синергия Бога и человека = человек изначально нуждался в Божественном содействии (в промышлении), чтобы богоподобные задатки его природы могли раскрыться: 1) чел-к изначально был выделен из окружающего мира — Эдемский сад (чувственный и духовный); 2) для укрепления сил душевных и телесных Бог заповедал Адаму "возделывать и хранить рай" (Быт.2:15) - заповедь труда; 3) Бог привел к Адаму всех животных и смотрел, каким образом Адам наречет их Быт.2:19) - развитие самосознания и мыслительных способностей, дара слова, сознания царского преимущества над всеми земными существами; 4) чел-ку было даровано особое древо жизни (Быт. 2, 9), в Прост.Катих. "питаясь плодами его, человек и телом был бы безболезнен, и бессмертен" = вкушением плодов с этого дерева осуществлялась полнота общения человека с Богом, причастие Божественной жизни = прообраз таинства Евхаристии; 5) запрет вкушать от древа познания добра и зла (Быт.2: 17) = заповедь поста и послушания, для укрепления воли, нравственного развития, сознательного повиновения воле Божией, без чего совершенствование невозможно = испытание нравственной свободы с целью решительного утверждения ее в добре, через отношение к этому древу первые люди опытно узнали различие между добром и злом, которое есть нарушение воли Божией – это заповедь стала первым заветом между Богом и человеком, где Бог и человек принимают на себя некоторые взаимные обязательства, к попечению Божию о первозданном человеке следует отнести и непосредственное общение с Богом, которого человек был удостоен в раю, и до и после грехопадения Бог неоднократно являлся первым людям и удостаивал их Своего общения, которое было необходимо для них. Первобытное состояние человека = Совершенство чел-кой природы до грехопадения = чел-к был создан совершенным:"И я нашел, что Бог сотворил человека правым" (Еккл.7:29), но был призван к совершенствованию в свете трех аспектов своего назначения: "Будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный"(Мф.5:48) = Ин. Дам.:"человеческая природа была создана обоживающейся", но то время он не был человеком обоженным. Как в таком случае понимать слово "совершенный"? Изначальное совершенство человека заключалось в том, что человек со всеми его силами и способностями вполне отвечал тому назначению, для которого он создан. В нем не было Никаких признаков противления добру. Более всего совершенство его природы выражалось в способности приобщаться Богу, участвовать в Божественной жизни, благодать не была внешним дополнением к человеческому естеству, она изначально присутствовала в человеке и сообщала ему способность к дальнейшему усвоению обоживающей энергии. И по душе, и по телу человек пребывал в благодатном состоянии. Все его силы, и разум, и воля, и сердце находились на высокой степени совершенства, которая несоизмерима с состоянием этих способностей после падения. Лосский: "Человек (до грехопад.) изнутри познает живые существа, проникает в их тайну, повелевает их богатством" + "Тогда язык совпадал с самой сущностью вещей,… когда сердца пламенеют любовью ко всему тварному миру: птицам, зверям, ко всей твари". Воля человека характеризовалась нравственной свободой. Нравственная свобода первозданного человека означает не только его свободу от наличия греховных расположений, но также и обладание положительно добрым направлением воли. Отношения человека с Богом до грехопадения суть отношения всецелого и радостного послушания. Сердце человека не знало порочных движений, а тело представляло собой послушное духу орудие, свободное от болезней разрушительного воздействия внешних стихий. Устроение человеческого естества было строго иерархично: тело пребывало в послушании душе, душа — духу, а дух был всецело обращен к Богу. Был ли Адам до грехопадения бессмертен?: "Бог не сотворил смерти и не радуется погибели живущих", "Бог создал человека для нетления" (Прем.2:23). Иными словами, человек не был ни необходимо смертен, ни необходимо бессмертен, но в зависимости от направленности своей свободной воли способен и к тому, и к другому. Цель чел-кой жизни состояла в том, чтобы из состояния возможности не умереть возвыситься до состояния невозможности умереть. Это обстоятельство имеет весьма важные догматические и антропологические последствия. Смерть не является свойством человеческой природы и, следовательно, для чел-ка неестественна. Блж. Августин ("О граде Божием") учит: "человек не умер бы, если бы не согрешил. Ибо, если бы Бог сотворил его вначале бессмертным, то сделал бы его Богом. Если же наоборот, сотворил бы его смертным, то Сам оказался бы виновником его смерти. Итак, Он сотворил его способным и к тому, и к другому, чтобы, если устремится он к тому, что ведет к бессмертию, исполняя заповедь Божию, то получил бы от Него в награду за это бессмертие и сделался бы богом. Если же уклонится к делам смерти, не повинуясь Богу, то сам был бы виновником своей смерти, ибо Бог создал человека свободным и самовластным". Различал ли Адам добро и зло до грехопадения? Если бы человек совершенно не различал до грехопадения добра и зла, то таким образом он был бы безответственен, как животные, и сам грех как преслушание воле Божией не мог быть ему вменен. До грехопадения человек не колебался в выборе между добром и злом, не был в состоянии блаженного младенческого неведения. Прп. Макарий Егип.: "Человек был владыкою всего, начиная от неба и до дольнего, умел различать страсти, чужд был демонам, чист от греха или от порока, Божиим был подобием" = способность различать то, что приближает к Богу, и то, что удаляет от Него, что угодно Богу и что нет, — эта способность у Адама до грехопадения была. Сам Бог научал первых людей различению добра и зла. В частности, перед сотворением жены Господь сказал: "Нехорошо быть человеку одному". Эти слова представляют собой глубокое определение того, что есть зло — одиночество, самоизоляция, замкнутость на самом себе, отсутствие общения.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.