100. Установление Таинства Покаяния = «Т-во, в кот. исповедующий грехи свои, при видимом изъявлении прощения от свящ-ка, невидимо разрешается от греха Самим И.Х.» (ПК Филарета): Креститель проповедовал крещение во оставление грехов (исповедование)(Мк1:4); И.Х. обещал дать власть (обетовал) Ап. Петру (Мф16:19) и всем Ап-лам «что свяжите на земле, то будет связано на небе, и что разрешите..»(Мф18:18), и установил Таинство «мир вам! как послал Меня Отей, так и Я посылаю вас, сказав это, дунул, и говорит им: примите Духа Святого: кому простите грехи тому простятся, на ком оставите, на том останутся»(Ин.20:22-23), мы можем по немощи (мы уже не чада гнева Божия, но еще сыны Адама), вследствие первородного греха, опять впасть в грех, надо врачевание духовное (покаяние) и телесное (елеопомазание); в т. покаяния. Внешнее действие Т. = перечисление грехов (исповедование, раскаяние, самоосуждение, сокрушение), видимо - Ап-л, еп-п, свящ-к слушают, врачуют словом и читают разрешительную молитву. Внутреннее действие Т. Покаяния = невидимо действует благодать врачующая (прощающая и изглаживающая); разрешает (отпущение и оправдание, примирение с Богом, освобождение от наказания, подается надежда на спасение, т.к. нет греха, который бы не мог быть прощен, кроме хулы на Св.духа) невидимо грехи Сам Бог (И.Х. или Св.Дух); у кающегося грешника внутренне должно быть: 1) сокрушение о грехах «печаль ради Бога производит неизменное покаяние ко спасению» (2Кор7:10); 2) намерение исправиться «беззаконник обратился от беззакония своего и стал творить суд и правду, он будет за то жив»(Иез.33:19), вера во Христа «всякий верующий в Него, получит оставление грехов»(Деян10:43), надежда на Его милосердие (блудный сын, мытарь и фарисей, плач Петра); 3) намерение сотворить плод достойный покаяния. Через Покаяние воссоединяются с Православной Церковью те инославные, кто сохранил апостольское преемство хиротонии (католики, несториане – Бог во Христе как в храме, во Христе две личности; монофизиты – в И.Х. только Бож.природа, чел-ва нет). Условия прощения грехов = 1) несение поста и молитвы; 2) «врач» назначает и лекарство, грехи отпускаются (разрешительная молитва) или вяжутся (по состоянию совести и важности греха накладываются запрещения и духовные наказания), т.е. накладывается епитимья (назначенное духовником с целью врачевания духовных недугов правило в виде дополнительного поста, молитв, поклонов, милостыни и т.д., которое обязательно к выполнению, отменить может только тот священник, который назначил).
101. Понятие о Таинстве Священства. Богоустановленность Т. = по ап-му уч-ю все христиане «род избранный, царственное священство, народ святый, люди взятые в удел» (1Пт2:9), ибо рожденные от воды и Духа становятся храмом Божиим, предоставив тела «в жертву живую, святую, благоугодную Богу, для разумного служения вашего»(Рим12:1), поэтому «не вы Меня избрали, но Я вас избрал и поставил» (Ин.15:16) и «поставил одних Ап-ми, других пророками, иных Евангелистами, иных пастырями и учителями» (Еф. 4: 11), «их поставили пред Ап-ми, и сии помолившись возложили на них руки»(Д6:6) – избрание 7-ми диаконов, «рукоположивше им пресвитеров в каждой церкви»(Д.14:23), «никто сам собою не приемлет этой чести, но призываемый Богом» (Еф5:4); но поэтому непосредственно иметь власть и право законно совершать таинства и быть пастырем принадлежит не всем без различия верующим, а через «таинство священства, в кот. через священнодействие молитвенного возложения архиерейских рук на голову правильно избранного и посвящаемого христианина от Самих И.Х. и Духа Св. низводится особая Божия благодать, сообщающая Божие полномочие совершать таинства и пасти стадо Христово» (прот.Малиновский), перед Вознесением Господь сказал уч-м «Дана Мне всякая власть на небе и на земле; идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Св.Духа, уча их солюдать все, что Я повелел вам, и се Я с вами до скончания века»(Мф28:18-20, тройственное служение = пастырство = учить, священнодействовать, управлять), «итак, внимайте себе и всему стаду, в кот. Дух Святый поставил вас блюстителями (священство) пасти Ц. Господа и Бога, кот. Он приобрел Себе Кровию Своею»(Д20:28). Видимая сторона = с момента сошествия Св.Духа на ап-в продолжается непрерывная нить «преемственного поставления» пастырей от Господа, неизменными остаются возложение рук на голову избираемого и соборная молитва.
Невидимые действия Т.Священства = кроме видимого в Т. Свящ-ва преподаются особые дары (благодать научающая и управляющая): «не неради о пребывающем в тебе даровании, которое дано тебе по пророчеству с возложением рук священства»(1Тим4:14), «напоминаю тебе возгревать дар Божий, живущий в тебе чрез мое рукоположение»(2Тим1:6). Благодать Священства, как и правильное рукоположение неизглаждается и неповторяется (о чем напоминает Тимофею).
102. Понятие о Таинстве Брака = «Брак есть Т., в кот., при свободном пред священником и Церковью обещании женихом и невестою взаимной их супружеской верности, благославляется их супруж.союз, во образ духовн.союза Христа с Ц., и испрашивается им благодать чистого единодушия. К благословенному рождению и Христианскому воспит.детей»(ПК Филарета); Брак есть действительно таинство «оставит чел-к отца и матерь.. и будут двое одна плоть, тайна сия велика есть»(Еф5:32); Господь почтил Своим присутствием и благословил брак чудом в Канне Гал. (Ин2:1-11). В Браке супруги взаимообогащаются св-ми друг друга, идут совместным путем в Ц.Б., Брак наз. «малой церковью» - имеет то же единство, что и в Ц. «большой Семье» = единение в любви по образу Лиц Прсв.Троицы, поэтому Брак нерасторжим «что Бог сочетал, того чел-к да не разлучает»(Мф19:6) . Видимая сторона = обручение (троекратное благословение брачующихся перстнями «обручается раб(а) Божий(я) рабе(у) Божией(му) во имя Отца и Сына И Св.Духа» + испрашивание благословения Божия на данный союз) и венчание (изъявляют о добровольном взаимном согласии, дают взаимное обещание хранить союз в чистоте и святости до конца жизни + везложение венцов со словами «венчается» раб(а) Божий(я) рабе(у) Божией(му) во имя Отца и Сына И Св.Духа» + благославляет 3-жды со словами «Господи Боже наш славою и честию венчай я»). Невидимые действия Т. Брака = благодать Божия невидимо низводимая через свящ-действие Брака союз мужа и жены с «великой тайной» соделывает по образу союза И.Х. с Ц. Благодать освящает, соединяет, одухотворяет брачный союз двух лиц в вечный союз и содействует к достижению целей этого союза: благословенному рождению детей, их воспитанию, взаимопомощи и облегчения тягостей жизни и предохранения самого брачного союза; благодать Т. Брака действует и на всю семью, и на окружающее общество.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.