Догмат. Теологичность. Богооткровенность. Богодухновенность Свящ.Писания. Любовь и правда Божия, их соотношение. Указание на троичность Лиц в Боге в Ветхом Завете, страница 4

13. Отношение приписываемых существу Бога св-в к самому Его существу: Свт.Гр.Бог-в «Бож.природа по своей сущности единопроста, единовидна и несложна», И.Дам. «Бо­жество просто и имеет одно простое и благое действие,… бу­дучи едино, просто и нераздельно, пребывает простым и тогда, когда разнообразится по видам благ для отдельных существ» = множественность наших представлений о Боге связана с ограниченностью нашего познания = свойства существа Божия, о которых мы говорим во множ. числе, в Нем Самом слиты и находятся в нераздельном единстве. Ав­густин = для Бога быть и быть сильным есть одно и тоже. Чел-к складывается из свойств: разум, совесть, тело…, а у Бо­га нет зазора между природой и свойствами. Нельзя ска­зать, что Бог слагается из разума, премудрости, жизни и т.д., но Он весь премудрость, весь любовь, т.е. все в Нем слито воедино, а различие имен, как наше знание о Боге, связано с ограниченностью наших познавательных способностей = в Боге нет разницы  между свойством и субстанцией.

14. Единство существа Божия: Бог един в существе Своем, в Символе веры «Верую во Единого Бога», И.Дам.= «единое начало, единая власть, единое царство»(Точное изложение прав.веры); ВЗ = нет никакого другого бога, кро­ме единого Творца неба и земли (Быт. Глава 1) + первая «Аз есмь Господь Бог твой» и вторая «да не будут тебе бози инии разве Мене» заповедь Моисеева закона была о почитании единого Бога и перед смертью Моисей завещал «Слыши Из­раилю: Господь Бог наш Господь един есть…, да не ходите вслед богов иных, богов языческих»(Втор.6:4-9:14), иначе был дуализм доброго и злого богов и языч.многобожия; НЗ = Бог един по существу и троичен в Лицах, на вопрос закон­ника о первейшей заповеди спаситель отвечал тоже, что и Моисей во (Втор.6:4), а в молитве к Отцу «Се же есть живот вечный, да знают Тебе единаго Истиннаго Бога»(Ин.17:3). О единстве Божием свидетельствует и душа чел-кая (врож­ден­ная идея о едином Боге = в глубине души есть тайное вле­че­ние к Единому).

15. Указание на троичность Лиц в Боге в ВЗ: на множественность Лиц = все три символа веры свт.Гр.Бог, никео-царьградский и св.Анастасия учат о Боге едином по существу, но троичного в Лицах: Отец, Сын и святой Дух, Троица Единосущная и Нераздельная, каждое Лицо Троицы есть Бог, но Он суть не три Бога, а суть единое Божественное Существо, все Лица Троицы различаются между Собою лич­ными свойствами (не три свойства, или силы, или явления одного и того же Божеского Лица, а три действительно раз­личные Лица Божества); премудрость Божия щадила чел. не­мощь из-за склонности иудеев к многобожию, поэтому ука­зания ВЗ были скрытыми, таинственными: 1) «Вначале со­т­ворил (барра – ед.чис.) Бог (элогим – мн.числ.) небо и зем­лю»(Быт.1:1) – свт. Филарет, что здесь «Единый в Троице»; 2) сотворение чел-ка и грехопадение «И сказал (ед.чис.) Бог: сотворим (множ. чис.) чел-ка по образу Нашему и по подо­бию нашему»(Быт.1:26), «И сказал Бог: вот Адам стал как один из Нас(мн.чис.)»(Быт.3:22); 3) Вавилонское стол­по­тво­рение «…сойдем(мн.чис.) же и смешаем там языки их» (Быт. 11:7) ; на три Лица (но без наименования и различия их) =  4) явление трех Ангелов Аврааму – видит и встречает трех, а поклоняется Единому («Адонаи» – букв.Господь) (Быт.18:1-3); 5) пророк Исаия описывает видение в иерус.Храме «Вок­руг Него (ед.чис.) стояли Херувимы,.. и говорили: «Свят, Свят, Свят Господь Саваоф»(Ис.6:2-1) «И слышал я голос Господа, говорящего: кого Мне(ед.чис.) послать? И кто пой­дет для Нас(мн.чис.)»(Ис.6:8) = в НЗ об этом месте «Исаия видел славу Сына Божия и говорил о Нем»(Ин.12:41), а в (Деян.28:25-26), что Исаия слышал глас Св.Духа = значит все вместе как откровение Троицы; на личность и божество каждого из Лиц Пресвятой Троицы (с упоминанием самих их имен) = 1) указание на Ипостась Сына с различием от Ли­ца Бога Отца: а) в изображениях Ангела-Иеговы(Быт.,Исх.) Агари на пути в Суру, Аврааму во время принесения в жер­т­ву сына, Моисею в огненной купине, б) в учении о Премуд­ро­с­ти Божией «Я вышла из уст Всевышнего»(Сир.24:3), «Я как лоза виноградная, произращающая благодать, и цветы мои – плод славы и богатства»(Сир.24:20 // Ин.15:1-5=Отец Мой - Виноградарь, Я есмь Лоза, а вы ветви) и о соучастии Премудрости в творении мира (Прем.9:9), в) самое сильное в пророчествах о Мессии «Господь рече ко Мне: Сын Мой еси Ты, Аз днесь родих Тя»(Пс.2:7), «рече Господь Госпо­де­ви (один Бог другому Богу): седи одесную Мене»(Пс.109:1), из существа Иеговы вырастит отрасль или Сын Его (Ис.4:2) Ем­мануил (Ис.7:14), «Словом Господа сотворены небе­са» (Пс. 32:6);  2) с указанием на Лицо Св.Духа с различием Его от Отца и Сына: «Дух Божий носился(оживотворял) над во­дою»(Быт1:2), «Они возмутили и огорчили Святого Духа Его»(Ис.63:10), «Послал меня Господь Бог и Дух Его» (Ис. 48:16) = тут указание на Личность Св.Духа, ибо безличная сила никого никуда послать не может и Святому Духу ус­ва­и­вается соучастие в деле творения.

16. Отношение Лиц Святой троицы к миру: из учения о единосущии Лиц Пресв.Троицы следует, что Божество об­ладает единым действием, но каждое Лицо Троицы отно­си­тся к этому действию особым образом (совместно, но каждое по-особому) = «Всякое действование, от Бога простираю­ще­еся на тварь, от Отца исходит, через сына простирается и совершается Св.Духом»(свт.Гр.Нисс.) + «Яко из Того и Тем и в нем всяческая»(Рим.11:36) = святоотеч-е выражение «из Отца, через Сына, и в Духе святом» = отражается троичность ипостасей и их неизреченный порядок. Образ внутрибо­жест­венной жизни отличен от образа откровениия Св.Троицы в мире = в предвечном бытии Троицы рождение и исхождение совершаются «независимо», то в бож.домостроительстве есть своя вневременная последовательность = Отец как ис­точник действия (премудрости), Сын (сама ипостасная Пре­мудрость) как явление и совершитель посредством Св.Духа, Который предстает как сила являющая, усвояющая (пре­муд­рость чел-ку) и завершающая = Отец благоволит, сын дейст­вует, Дух Святой усвояет твари (усовершает тварь в добре и красоте) = Отец есть источник любви «Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного»(Ин.3:16), Сын есть явление Любви «Любовь Божия к нам открылась в том, что Бог послал в мир Сына Своего»(1Ин.4:9), Дух усвоил нам любовь «Любовь Божия излилась в сердца наши Духом Святым»(Рим.5:5). В этом порядке Откровения нет никакой необходимости (внешней или внутренней), мы не знаем, почему все именно так, но все так потому, что Бог так хочет.