13. Отношение приписываемых существу Бога св-в к самому Его существу: Свт.Гр.Бог-в «Бож.природа по своей сущности единопроста, единовидна и несложна», И.Дам. «Божество просто и имеет одно простое и благое действие,… будучи едино, просто и нераздельно, пребывает простым и тогда, когда разнообразится по видам благ для отдельных существ» = множественность наших представлений о Боге связана с ограниченностью нашего познания = свойства существа Божия, о которых мы говорим во множ. числе, в Нем Самом слиты и находятся в нераздельном единстве. Августин = для Бога быть и быть сильным есть одно и тоже. Чел-к складывается из свойств: разум, совесть, тело…, а у Бога нет зазора между природой и свойствами. Нельзя сказать, что Бог слагается из разума, премудрости, жизни и т.д., но Он весь премудрость, весь любовь, т.е. все в Нем слито воедино, а различие имен, как наше знание о Боге, связано с ограниченностью наших познавательных способностей = в Боге нет разницы между свойством и субстанцией.
14. Единство существа Божия: Бог един в существе Своем, в Символе веры «Верую во Единого Бога», И.Дам.= «единое начало, единая власть, единое царство»(Точное изложение прав.веры); ВЗ = нет никакого другого бога, кроме единого Творца неба и земли (Быт. Глава 1) + первая «Аз есмь Господь Бог твой» и вторая «да не будут тебе бози инии разве Мене» заповедь Моисеева закона была о почитании единого Бога и перед смертью Моисей завещал «Слыши Израилю: Господь Бог наш Господь един есть…, да не ходите вслед богов иных, богов языческих»(Втор.6:4-9:14), иначе был дуализм доброго и злого богов и языч.многобожия; НЗ = Бог един по существу и троичен в Лицах, на вопрос законника о первейшей заповеди спаситель отвечал тоже, что и Моисей во (Втор.6:4), а в молитве к Отцу «Се же есть живот вечный, да знают Тебе единаго Истиннаго Бога»(Ин.17:3). О единстве Божием свидетельствует и душа чел-кая (врожденная идея о едином Боге = в глубине души есть тайное влечение к Единому).
15. Указание на троичность Лиц в Боге в ВЗ: на множественность Лиц = все три символа веры свт.Гр.Бог, никео-царьградский и св.Анастасия учат о Боге едином по существу, но троичного в Лицах: Отец, Сын и святой Дух, Троица Единосущная и Нераздельная, каждое Лицо Троицы есть Бог, но Он суть не три Бога, а суть единое Божественное Существо, все Лица Троицы различаются между Собою личными свойствами (не три свойства, или силы, или явления одного и того же Божеского Лица, а три действительно различные Лица Божества); премудрость Божия щадила чел. немощь из-за склонности иудеев к многобожию, поэтому указания ВЗ были скрытыми, таинственными: 1) «Вначале сотворил (барра – ед.чис.) Бог (элогим – мн.числ.) небо и землю»(Быт.1:1) – свт. Филарет, что здесь «Единый в Троице»; 2) сотворение чел-ка и грехопадение «И сказал (ед.чис.) Бог: сотворим (множ. чис.) чел-ка по образу Нашему и по подобию нашему»(Быт.1:26), «И сказал Бог: вот Адам стал как один из Нас(мн.чис.)»(Быт.3:22); 3) Вавилонское столпотворение «…сойдем(мн.чис.) же и смешаем там языки их» (Быт. 11:7) ; на три Лица (но без наименования и различия их) = 4) явление трех Ангелов Аврааму – видит и встречает трех, а поклоняется Единому («Адонаи» – букв.Господь) (Быт.18:1-3); 5) пророк Исаия описывает видение в иерус.Храме «Вокруг Него (ед.чис.) стояли Херувимы,.. и говорили: «Свят, Свят, Свят Господь Саваоф»(Ис.6:2-1) «И слышал я голос Господа, говорящего: кого Мне(ед.чис.) послать? И кто пойдет для Нас(мн.чис.)»(Ис.6:8) = в НЗ об этом месте «Исаия видел славу Сына Божия и говорил о Нем»(Ин.12:41), а в (Деян.28:25-26), что Исаия слышал глас Св.Духа = значит все вместе как откровение Троицы; на личность и божество каждого из Лиц Пресвятой Троицы (с упоминанием самих их имен) = 1) указание на Ипостась Сына с различием от Лица Бога Отца: а) в изображениях Ангела-Иеговы(Быт.,Исх.) Агари на пути в Суру, Аврааму во время принесения в жертву сына, Моисею в огненной купине, б) в учении о Премудрости Божией «Я вышла из уст Всевышнего»(Сир.24:3), «Я как лоза виноградная, произращающая благодать, и цветы мои – плод славы и богатства»(Сир.24:20 // Ин.15:1-5=Отец Мой - Виноградарь, Я есмь Лоза, а вы ветви) и о соучастии Премудрости в творении мира (Прем.9:9), в) самое сильное в пророчествах о Мессии «Господь рече ко Мне: Сын Мой еси Ты, Аз днесь родих Тя»(Пс.2:7), «рече Господь Господеви (один Бог другому Богу): седи одесную Мене»(Пс.109:1), из существа Иеговы вырастит отрасль или Сын Его (Ис.4:2) Еммануил (Ис.7:14), «Словом Господа сотворены небеса» (Пс. 32:6); 2) с указанием на Лицо Св.Духа с различием Его от Отца и Сына: «Дух Божий носился(оживотворял) над водою»(Быт1:2), «Они возмутили и огорчили Святого Духа Его»(Ис.63:10), «Послал меня Господь Бог и Дух Его» (Ис. 48:16) = тут указание на Личность Св.Духа, ибо безличная сила никого никуда послать не может и Святому Духу усваивается соучастие в деле творения.
16. Отношение Лиц Святой троицы к миру: из учения о единосущии Лиц Пресв.Троицы следует, что Божество обладает единым действием, но каждое Лицо Троицы относится к этому действию особым образом (совместно, но каждое по-особому) = «Всякое действование, от Бога простирающееся на тварь, от Отца исходит, через сына простирается и совершается Св.Духом»(свт.Гр.Нисс.) + «Яко из Того и Тем и в нем всяческая»(Рим.11:36) = святоотеч-е выражение «из Отца, через Сына, и в Духе святом» = отражается троичность ипостасей и их неизреченный порядок. Образ внутрибожественной жизни отличен от образа откровениия Св.Троицы в мире = в предвечном бытии Троицы рождение и исхождение совершаются «независимо», то в бож.домостроительстве есть своя вневременная последовательность = Отец как источник действия (премудрости), Сын (сама ипостасная Премудрость) как явление и совершитель посредством Св.Духа, Который предстает как сила являющая, усвояющая (премудрость чел-ку) и завершающая = Отец благоволит, сын действует, Дух Святой усвояет твари (усовершает тварь в добре и красоте) = Отец есть источник любви «Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного»(Ин.3:16), Сын есть явление Любви «Любовь Божия к нам открылась в том, что Бог послал в мир Сына Своего»(1Ин.4:9), Дух усвоил нам любовь «Любовь Божия излилась в сердца наши Духом Святым»(Рим.5:5). В этом порядке Откровения нет никакой необходимости (внешней или внутренней), мы не знаем, почему все именно так, но все так потому, что Бог так хочет.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.