20. Толкование уничижительных мест Св. писания о Сыне Божием = на эти уничижительные места ссылались ариане, отрицая единосущие Сына с Отцом, считая Сына созданным: «Иду к Отцу; ибо Отец Мой более Меня»(Ин. 14:28) = учение о Троице (Отец виновник бытия Сына )+ христология (толкование на КП соборах 1166 и 1170гг. = в состоянии обожения Христос остается истинным Человеком, и в этом отношении по Своему человечеству Он является меньшим, чем Отец). При этом отцы соборов ссылались на слова И.Х. после Воскресения к Марии Магд. «Восхожу к Отцу Моему и Отцу вашему и Богу Моему и Богу вашему» (Ин.20:17), где Христос именует Своего Отца и Отцом и Богом одновременно - это двойное наименование есть различие естеств и после Воскресения = не упразднилось, уничижительных мест в Писании много – (Мф.20: 23) ответ И.Х. на просьбу сынов Зеведеевых «Дать сесть у Меня по правую сторону и по левую — не от Меня зависит, но кому уготовано Отцем Моим», (Ин.15:10) «Я соблюл заповеди Отца Моего и пребываю в Его любви» = церковные экзегеты относят к человеческому естеству Спасителя.
21. Божество Св. Духа (свидетельства Нового Завета) = Святый Дух есть истинный Бог, а не безличная сила, кот-й обладают Отец и Сын. Почему учение о Духе изложено более кратко объясняется свт. Гр.Бог. (слово 31): "Ветхий Завет ясно проповедовал Отца; а не с такой ясностью Сына. Новый — открыл Сына и дал указание о Божестве Духа…Надлежало же, чтобы Троичный Свет озарял просветляемых постепенными прибавлениями, поступлениями от славы в славу". Прямое указание на то, что Святой Дух является Богом, в Писании только одно = (Деян.5: 3-4) ап.Петр обличает Ананию, который утаил часть от цены проданного имения: «Для чего ты допустил сатане вложить в сердце твое мысль солгать Духу Святому? Ты солгал не человекам, а Богу». Кроме этого имеются косвен. свид-ва о Божестве Духа = ап. Павел говорит о чел. теле как о храме «Разве не знаете, что вы храм Божий, и Дух Божий живет в вас»(1Кор.3:16). В Писании Духу усвояются как и Сыну, бож. св-ва «Дух все проницает, и глубины Божий»(1Кор.2:10), "проницает" в смысле "знает, постигает". Святому Духу усвояется способность и власть отпущения грехов, это может совершать только Бог «Примите Духа Святаго: кому простите грехи тому простятся; на ком оставите, на том останутся»(Ин.20:22—23). Духу Святому приписывается участие в творения мира = (Быт.1:2) о Духе Святом, носившемся над водами = не просто о мех. перемещ. в пространстве, а о Бож-ем творческом действии. Приписывая Св.Духу бож.св-ва, Писание нигде не поставляет Святого Духа среди тварей, а сказано: «Все Писание богодухновенно» (2Тим.3:16) = александрийский богослов Дидим Слепец): "Почему же Дух Святый не Бог, когда писание Его богодухновенно" + Ап.Петр, говоря о ВЗ-пророчествах, замечает, что «их изрекали святые Божий человеки, будучи движимы Духом Святым» (2Пт.1:21), т. е. Писание богодухновенно, потому что его писали люди, движимые Духом Святым, тогда становится понятен аргумент Дидима, если мы называем богодухновенным Писание, кот-е инспирировано Св.Духом, то почему же тогда мы не можем называть Его Самого Богом?
22. Единосущие Лиц Пресвятой Троицы = Троицу мы исповедаем Единосущной и Нераздельной, что есть в литургич. практике Ц. (нач. возглас утрени). Единосущие = Отец, Сын и Святой Дух суть три самост. Бож. Лица, обладающих всеми бож. совершенствами, это не три Бога, а Единый Бог = Лица имеют единое и нераздельное Божеское естество, нераздельно обладают всеми бож. совершенствами, имеют единую волю, силу, власть и славу. Каждое Лицо Троицы обладает бож.ественным естеством в совершенстве и всецело, Писании слово "единосущный" не встречается, хотя сама мысль о единосущии Божественных Лиц выражена ясно:«Я и Отец — одно»(Ин.10:30), «Я в Отце и Отец во Мне»(Ин.14:10), «Видевший Меня видел Отца»(Ин.14:9), «Божиего никто не знает, кроме Духа Божия»(1Кор.2:11) = представляет Духа Святого в том же положении к Богу, в каком дух чел. находится по отношению к чел-ку. Есть существенное различие учений о троице в античной философии и в христианстве, у Плотина ипостаси "единое", "ум" и "душа мира", во-первых, не мыслятся как самостоятельные лица, а во-вторых, между ипостасями имеет место отношение соподчиненности. Учение о единосущии Божественных Лиц было раскрыто в IV столетии благодаря деятельности великих Каппадокийцев (В.Вел.,Гр.Бог.,Гр.Нисс.). Идею единосущия они обосновали путем упорядочения троичной терминологии: сумели точно определить смысл терминов: "сущность", "ипостась", "лицо". Долгие время не было различия между понятиями "сущность" и "ипостась". Каппадокийцы отождествили термин "ипостась" с термином "лицо" + ввели совершенно новое понятие "личность", понятия "сущность" — "природа" пользовались как равнозаменяемы и "ипостась" — "лицо" так же. Ипостась по отношению к природе есть образ, способ, форма бытия природы, а природа по отношению к ипостаси есть ее внутреннее содержание. Личность, ипостась, лицо нельзя мыслить в категориях природы, т. е. это не часть природы, а принцип ее существования, источник природных энергий, первоначало, из кот-го природа живет и действует. Личность всецело объемлет природу, заключает ее в себе, будучи сама способной свободно самоопределяться по отношению к ней. Слово «единосущный» может употребляться в двух смыслах. Например, мы говорим, что Христос единосущен Отцу по Божеству и единосущен всем нам по человечеству. В Троице ничего подобного нет, потому что там каждое Лицо содержит единую природу во всей полноте. Каждая из человеческих ипостасей заключает в себе человеческую природу. Мы говорим, что все люди единосущны между собой, что каждая человеческая ипостась содержит одну и ту же, тождественную природу, но понимаем тождество природы как тождество качественных характеристик природы. В то же время каждое человеческое лицо есть индивидуум, который отделен от других индивидуумов, имеет свое собственное действие, отличное от действия другого, имеет свои желания, которые не совпадают с желаниями других. В Боге все совсем по-другому. Там единая Божественная природа неделимо пребывает в каждой из Ипостасей. Каждое Лицо заключает в себе единую природу без всякого ее разделения. Таким образом, единосущие по отношению к Богу обозначает тождество бытия. Единосущие Лиц Прев. Троицы св. Иоанн Дамаскин определяет как "тождество воли, действий, силы и движения". Очевидно, что у людей этого тождества действий и силы мы не наблюдаем. Каждое из Лиц Троицы живет не для Себя Самого, но без остатка отдает Себя другим Ипостасям, оставаясь при этом полностью открытым для их ответного действия, так что все три сопребывают в любви друг с другом. Жизнь Божеств-ых Лиц есть взаимопроникновение, так что жизнь одного становится жизнью другого. Таким образом, бытие Бога Троицы осуществляется как любовь, в которой собственное существование личности отождествляется с самоотдачей.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.