6. Возм-сть и хар-р нашего познания о Боге (уч-е Вел. Капп-цев) = Согласно Писанию знать – значит испытать нечто на личном опыте = приобщиться. 356г. Вопрос о границах богопознания был поставлен в IV в. = «Как вообще возможно познание Бога?», для православных вопрос понятен в силу единосущия Отца и Сына = «Видевший меня, видел и Отца» (Ин.14:9), но «аномейцы» (неподобничество, Аэций) были крайние ариане, затем Евномий учил(теория имен): 1) понятия-клички, в них нет знания; 2) «предметные имена», связаны с энергией вещи, дают объективное знание, эти имена Бог насадил в нас, т.е. они врожденные и надо установит соответствие понятий мира с чел-ким умом = теория имен есть Богом установленное согласование между миром вещей и человеческим разумом. Есть имена чувственных вещей, а есть имена умопостигаемых вещей, имена Божие и Его можно знать как Он знает Себя = надо из всегомножества имен Бога найти наиболее соответственное природе Божества («нерожденный»-полное выражение Бож.сущности). Критика у Вел.Каппад-цев: Вас.Вел., Гр.Бог., Гр.Нисс. и И.Злат. = Бог творит волей и не нуждается в звуках (слова – продукт рассудка), нет понятия, выражающего полностью бож.сущность (это ограничивало бы Бога – Гр.Бог.), нет разделения имен на онтологически значимые и пустые, все имена что-то да значат – имеют смысл, познание не пассивно и предполагает личный опыт (Евномий отрицал познание и заменял его механическо-теоретическим поиском соответствия – Вас.Вел.), но все свести к понятиям - есть иррациональный остаток и тварные вещи до конца непостижимы, имена следуют «после вещей» и Бог познается лишь настолько, насколько Он открывает Себя в мире. Гр.Нисс. разработал православное уч-е о богопознании (познание у Евномия он наз. «искусством слова», а его богословие «Интеллектуальным идолопоклонством», ибо Бог выше чел-кого и ангел-го постижения). Но непостижимость не означает недоступность = «невидимый по естеству – видимый в действиях» = Бог познаваем в действиях или в энергиях. Получаемое таким образом знание о Боге вполне достаточно для нашего спасения, богопознание также бесконечно как и Сам Бог. Ап Павел - «сущий светом неприступным», т.е. Бог непостижим (но можно исследовать), но «неприступность» - не допускает и начала исследования (И.Злат.).
7. Онтологические св-ва сущ-ва Божия: сущность Бога для чел-ка недоступна, то содержание учения о сущности Божества есть не сущность , а существенные свойства сущности Божия, принадлежащие всем Лицам Св.Троицы (в отличии от ипостасных свойств) и отличные от др. существ. Онтологические (апофатические) свойства Бож.природы характеризуют абсолютную полноту совершенства Божественного бытия, тварные вещи с абсолютной сущностью несоизмеримы и в языке чел-ка нет понятий для выражения ее, поэтому о совершенстве бож-ной природы можно говорить лишь в отрицательных терминах, путем отрицания недостатков и ограничений тварного бытия: самобытность = отрицает ограниченность Бога по началу и причине бытия, Бог не зависит от другого бытия, причину своего бытия имеет в Себе (causa-sui), «прежде Меня не было Бога и после Меня не будет»(Ис.43:10), «как Отец имеет жизнь в Самом Себе, так и Сыну дал иметь жизнь в Самом Себе»(Ин.5:26); неизменяемость = отрицаются постоянные видоизменения, кот. являются признаком относительного несовершенства, Бог всегда один и Тот же и в существе Своем, и в Своих совершенствах, и в Своих определениях «Бог не чел-к, чтобы Ему лгать, и не сын чел-кий, чтобы Ему исменяться»(Числ.23:19), «Ибо Я – Господь, Я не изменяюсь» (Мал.3:6), «Отца светов…нет изменения и ни тени перемены»(Иак.1:17), но Бог есть жизнь, вечное движение любви, т.е. Бог ничего не утрачивает и не приобретает ничего, чего бы не имел, т.е. есть внешняя изменяемость в отношении с миром и с чел-м; рождение Сына и исхождение Духа предвечны и не относятся к природе Божества, а к отношениям Лиц, в Воплощении Бож.природа не изменяется, ничего не приобретает и не теряет, но остается равной себе.
8. Онтологические св-ва сущ-ва Божия: вечность = отрицается зависимость Бога от условий времени, как формы изменчивости бытия, т.е. понятия «прежде, после, теперь» к Богу неприложимы, «от века Живущий» (Пс.54:20), неизмеримость и вездеприсутствие = близки по смыслу, т.к. за Богом отрицается зависимость от пространства как формы изменчивого бытия «Куда пойду от Духа твоего, и от лица Твоего куда убегу? Взойду ли на небо, Ты там; сойду ли в преисподнюю, и там Ты»(Пс.138:7-10), Бог для Своего бытия не нуждается в месте, поэтому есть евангельское требование поклонения Богу «в духе и истине»(Ин.4:21), а ВЗ-культ жестко локализован в пространстве – в храме; вездеприсутствие – Бог все проникает, но ни с чем не смешивается и Его не проникает ничто, «Царю Небесный…везде сый и вся исполняй», Бог запределен миру по сущности, но во всем присутствует своими энергиями, особые места присутствия = Небеса, Храм, человек «храм Духа Святого» (2Кор.6:16) = «святые места», где легче чел-ку ощутить присутствие Бога.
9. Духовные (катафатические) св-ва Божии: Бог познается по своим действованиям (энергиям), они обусловлены тем, что Бог не только абсолютная сущность, но и свободно-разумное Существо, Личность, благоволящая открыть себя людям, свойства Божие, познаваемые через Божественные действия, называются катафатическими или духовными, все они в Боге сливаются воедино, а различаются лишь по ограниченности наших пощзнавательных способностей, выражаются в Писании именами и выражают опыт богопознания Церкви и чел-ка, делятся на две группы: 1) вечные силы и действия Бога (Любовь, Свет, Слава, Благость); 2) хар-ют отношение Бога к миру и чел-ку (Творец, Господь, Спаситель, Промыслитель). Всеведение, премудрость = в Боге способность в разумению и само ведение, знание совпадают, а всеведение по этимологии слова = Бог знает все: 1) абсолютно знает свою триединую природу «никто не знает Сына, кроме Отца; и Отца не знает никто, кроме Сына»(Мф.11:27), «глубины Божие… никто не знает, кроме Духа Божия»(1Кор. 2:10-11); 2) Бог имеет совершенное ведение о Своих делах в вечности «Ведомы Богу от вечности все дела Его» (Деян.15: 18); премудрость и разум взаимозаменяемы = «Не премудрость ли взывает? И не разум ли возвышает свой голос?», «Я, премудрость, обитаю с разумом» (Притч.8:1,12), «Богу присуща глубина премудрости и разума» (Рим.11:33), в НЗ имя Премудрость прилагается к И.Х. (1Кор.1:24), «во Христе все сокровища премудрости и ведения»(Кол.2:3); разум и мудрость в Писании рассматривается как Божий дар чел-ку, а которая не имеет источником Бога – та земная, душевная, бесовская «нет мудрости, и нет разума… вопреки Господу» (Притч.21:30).
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.