32. Промышление Божие в мире ангельском. Служение ангелов Богу = Промысл Божий о мире духовном имеет двоякий характер: духовный мир по нравст. хар-кам неоднороден, существуют добрые ангелы и падшие (демоны, или бесы) = промышление Божие о них различно. Промысел Божий об ангелах добрых выражается в сохранении их бытия, направлении и содействии достижению целей их бытия (достижении совершенства и блаженства). Этих целей добрые ангелы достигают двумя способами: а) Прямой путь служения ангелов Богу = примеры прямого служения ангелов Богу из Писания: видение пророку Исайи серафимов, непрестанно воспевающих песнь Богу: "Свят, Свят, Свят Господь Саваоф" (Ис.6:2-3), аналогия в книге Откр.(4 и 7 глл.), где говорится о животных, имеющих по шесть крыл и которые служат пред престолом Божиим; И.Дам.: "Ангелы созерцают Бога, и это служит им пищей,.. таким образом возрастают в познании истины, утверждаются в добре и достигают своего назначения"; б) Косвенный путь служения ангелов Богу = примеры служения ангелов Богу в качестве орудий Промысла: разрушение Содома и Гоморры (Быт.19:1-13), ангел, сходивший в купальню Вифезда и возмущавший воду (Ин.5:4). Ангелы исполняют волю Вседержителя о стихиях мира (Откр. 7:2;14:18;16:5). Особо ангелы служат делу спасения: Закон на Синае был вручен Моисею при служении ангелов (Втор.33:2); Ангелы принимали участие в деле Искупления (Благовещение, Рождество, бегство в Египет и возвращение из Египта, моление Спасителя о чаше, Воскресение Христово, Его Вознесение) и распространения Церкви (ангел вывел ап. Петра из темницы).
33. Ангелы как орудия промысла Божия о мире вообще и о роде человеческом = служения ангелов Богу в качестве орудий Промысла: разрушение Содома и Гоморры (Быт.19:1-13), ангел, сходивший в купальню Вифезда и возмущавший воду (Ин.5:4). Ангелы исполняют волю Вседержителя о стихиях мира – ангелы вод, ветров, огня (Откр. 7: 2;14:18;16:5), Гр.Бог «одни из них предстоят Богу, другие своим содействием поддерживают целый мир, каждый из них получил в заведование какую-дибо часть вселенной или приставлен к чему-либо только одному в мире», Афинагор «Ангелы поставлены для управления стихиями, небесами, миром и всем, что в нем», Дмитрий Ростовский «отдельные ангелы поставлены над разными частями мира, над животными, над растениями и, вообще, над всеми видимыми предметами»= отсюда составляется небесная иерархия. Архангелы: Михаил – Архистратиг небесных воинств, Гавриил – вестник Бож.таин, Рафаил – целитель, Уриил – пробуждает любовь к Богу и просвещает помраченных грехами к богопознанию, Серафиил – научающий молитве, Иегудиил – помощник в аскетике, ревностный защитник славы Божией, Варахиил – престоящий престолу Божию, служитель Божиего благословения, Иеремиил – «высота Божия» (в апокрифах охранитель душ в преисподней – Толк. Библия Лопухина). Особо ангелы служат делу спасения: Закон на Синае был вручен Моисею при служении ангелов (Втор.33:2); Ангелы принимали участие в деле Искупления (Благовещение, Рождество, бегство в Египет и возвращение из Египта, моление Спасителя о чаше, Воскресение Христово, Его Вознесение) и распространения Церкви (ангел вывел ап. Петра из темницы).
34. Ангелы-хранители целых народов, обществ = Об ангелах-хранителях народов и обществ в Свщ. Писании говорится очень немного. Все догматическое учение об ангелах-хранителях народов и обществ основано на 10 главе книги пророка Даниила, где князь (ангел еврейского народа повергал слезную молитву пророка Даниила пред престолом Божиим за бедственное положение евреев в плену вавилонском, о том же молится Михаил (гл.князь иудейский), но им противится князь царства персидского, действующий в пользу своего народа, упомянут князь Греции. Ангелы-хранители народов и обществ предстательствуют пред Богом и неведомыми нам средствами направляют эти народы или общества к назначенной Промыслом цели. Они особенно заботятся о просвещении светом истинного богопознания и о благочестии. Помимо главы 10 кн. Даниила можно сослаться на главу 1 Откровения, где говорится об ангелах церквей, однако это место Свщ. Писания не имеет однозначного истолкования в православном Предании, поэтому нельзя однозначно утверждать, кто подразумеваются под ангелами церквей. Логично считать, что раз народы и общества имеют своих ангелов-хранителей, то и церкви должны иметь своих ангелов-хранителей. Но, возможно, под ангелами здесь подразумеваются предстоятели церквей, которые тоже могли называться ангелами.
35. Ангелы-хранители частных лиц = в Писании об ангелах-хранителях частных лиц упоминается в (Мф.18: 10). Господь, говоря об опасности соблазнить одного из малых сих, далее добавляет, что "Ангелы их всегда видят лице Отца Моего Небесного". После того как ап. Петр чудесным образом освободился из темницы, он пришел в дом Иоанна Марка, где было собрание Иерусалимской общины, и постучал в дверь, служанке, услышавшей голос Петра не поверили и сказали, что это Ангел его (Деян. 12, 15). В какой момент человек получает ангела-хранителя? - распространено мнение, что ангел-хранитель дается человеку при Крещении. А у человека некрещеного? - если у крещеного человека ангел-хранитель имеется всегда, с момента крещения, то некрещенному ангел-хранитель по особым причинам может быть на время дарован, как, например, был приставлен архангел Рафаил Товии на время исполнения его миссии. Ангелы-хранители не оставляют человека даже по смерти. Согласно притче о богаче и Лазаре, ангелы относят души усопших в соответствующие места пребывания. По отношению к человеку, которому ангел дается, он является хранителем его души и тела (Пс.90: 10-11) и молитвенником пред Богом (Тов.12:15). Человек своим образом жизни может отогнать от себя своего ангела-хранителя. Свт. Вас. Вел. (Беседа на 33 Пс.): "Как пчел отгоняет дым и голубей смрад, так и хранителя нашей жизни отдаляет многоплачевный и смердящий грех". Примиряет человека с его ангелом-хранителем покаяние, от которого у ангелов бывает радость на небе (Лк.15:10).
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.