23. Различие Божественных Лиц по Их личным свойствам: личное свойство Бога Отца, личное свойство Бога Сына и личное свойство Бога Духа Святого = Ипостаси суть Личности, а не безличные силы, Ипостаси обладают единой природой: как их различать? Все бож.св-ва, апофат. и катаф., относятся к общей природе, они свойственны всем трем Ипостасям = различия Божественных Лиц выразить не могут = нельзя дать определение каждой Ипостаси при помощи Бож. имен. Личность уникальна и неповторима, она не поддается определению = личность воспринимается только через отношение к др. личностям. Отнош. между Отцом и Сыном = «Бога не видел никто никогда; Единородный Сын, сущий в недре Отчем, Он явил»(Ин.1: 18), «Так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего единородного»(Ин.3:16), «образ Бога невидимого, рожденный прежде всякой твари»(Кол.1:15). Пролог Ев. от Иоанна «Слово было у Бога» = "у Бога" — Лосский пишет: «отношение между Отцом и Сыном есть предвечное рождение… Евангелие вводит нас в жизнь Божественных Лиц Пресв. Троицы". Тринитарное положение Святого Духа: «И Я умолю Отца, и даст вам другого Утешителя, да пребудет с вами вовек»(Ин.14:16), «Утешитель же, Дух Святый, Кот-го пошлет Отец во имя Мое»(Ин.14:26) = Св.Дух-Утешитель отличен от Сына, Он есть другой Утешитель (Сын – первый, Утешитель-Спаситель), между Сыном и Духом нет противопоставления или соподчиненности. Эти стихи указывают только на различия между Сыном и Духом через отношение к Отцу. «Духе истины, Который от Отца исходит»(Ин.15:26). "Исхождение" есть ипостасное св-о Св.Духа, кот. отличает Его и от Отцаг, и от Сына. Личные (ипостасные) свойства: отношения предвечного рождения и предвечного исхождения опр. личные св-ва Лиц Пр. Троицы следующ. терминами: у Отца — нерожденность, у Сына —рожденность и исхождение у Святого Духа = Личные св-ва суть несообщимые, вечно неизменные, Св. И. Дам. пишет: "Нерождаемость, рождение и исхождение — только этими ипостасными свойствами и различаются между собой три Святые Ипостаси, нераздельно различаемые не по сущности, а по отличительному свойству каждой ипостаси".
24. Бог есть Первопричина мира. Бог произвел все существующее через творение. Возражения против догмата о творении = Прав. догм. бог-вие учит, что Бог есть Первопричина или Виновник бытия мира = существующ. в пространстве и во времени, имеет причину бытия в Боге и не возник сам собою, беспричинно или случайно. «В начале сотворил Бог небо и землю» (Быт.1:1), «Все через Него начало быть, и без Него ничто не начало быть, что начало быть» (Ин.1:3), «Им создано все, что на небесах и что на земле, видимое и невидимое»(Кол.1:16). Творение мира, как факт, признается в той или иной форме почти всеми религиозными и философскими учениями, за исключением материализма. Сущность христианского учения о творении состоит в том, что Бог создал этот мир из ничего. Иначе говоря, произвел все существующее через творение. Согласно христ. уч-ю, Бог, как абсолютная Личность, не нуждался для сотворения мира ни в каком материале и весь мир создал по мановению Своей воли, не нуждается в исходном материале, творит мир не только по форме, но и по существу. «Шестоднев» свт.В.В. = «Бог прежде творения положил в уме…, помыслил о том, каким должен быть мир (форма) и произвел материю, соответственную форме мира». Несовместимость дуалистических (греч. фил-я = дуализм материи-хаоса и демиурга-«ремесленника», созерцающего мир идей; Бог Аристотеля не есть личный Бог, а лишь условие мирового движения = перводвигатель; зороастризм = борьба враждебных начал светлого и темного) и пантеистических учений (отождествление мира и Бога, растворяет Бога в природе, или природу в Боге, эманация-истечение + мировая Душа порождает вещи тварного мира; имманация Спинозы = проявление божественной субстанции в пространстве и времени; Шеллинг, Гегель = мир как саморазвитие Божественного начала, абсолютной идеи от низшего к высшему) с библейским Откровением обнаруживается прежде всего в том, что, во-первых, они предполагают несовершенство Творца, отказывают Ему в абсолютности, в обладании всей полнотой бытия и совершенства. Во-вторых, вводят в Божественную жизнь понятие необходимости, которая довлеет над Самим Богом. В-третьих, эти учения (прежде всего это касается пантеизма) не могут разрешить проблему зла и человеческой свободы = эти учения обесценивают самое значение творческого акта, как творения того, чего «не было»: "Посмотри на небо и землю и, видя все, что на них, познай, что все сотворил Бог из ничего" (2Мак.7:28). Только с сотворением мира возникают время и пространство как формы существования мира, и категориями времени и пространства определяются понятия "до" и "вне". Поэтому вопрос о том, что было вне Бога до того, как Он сотворил мир, абсурден. Указания Писания на сотворение мира из ничего = (Быт.1:1) сказано, что Бог сотворил небо и землю = евр. глагол "бара" = значение сотворения из ничего, создание чего-то совершенно нового, ранее не существовавшего, т.к. земля была «безвидна и пуста» Христ. космология и космогония отлич. от языч. учений о происхождении мира и от монотеист. ислама и иудаизма, где нет учения о Пресвятой Троице, не придается большого значения идее творения из ничего, в иудаизме учение о творении из ничего утвердилось только в 11 веке по Р.Х. усилиями такого известного иудейского богослова, как Маймонид, в Талмуде есть самые разные концепции происхождения мира, а в учении об эманации, пантеистические идеи являются по существу официальными. В иудейской мистике, в Каббале, творение мыслится как сжимание Бога в безразмерную точку, чтобы освободить место для мира = недопустимо натуралистическое представление на основе недооценки принципиальной иноприродности Бога и мира = тварное и нетварное различны в принципе. Возражения: а) лат. поговорка = «из ничего ничего не бывает», но это значит лишь, что ничто не возникает без причины, христ-во говорит, что как раз мир имеет причину в Лице Бога; б) аргумент, что тогда откуда в мире зло? = Бог зло не творил, тварное бытие не обладает полнотой совершенства в сравнении с Богом-Абсолютом, а злоупотребление разума свободой есть причина зла; в) богоборческий абсурд позитивистов = требование возможности экспериментально воспроизвести чудо творения.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.