52. Господь Иисус Христос есть истинный человек = Символ наз. Сына воплотившимся и вочеловечшися; ВЗ = (Быт.12:2;22:18) говорит о грядущем Миссии как о семен Авраамовом, Исааковом(26:4), Иакова(28:14), Мессия назван потомком Давида(Иерем.23:5-6); в НЗ (Лк.гл.3,Мф.гл.1) приводятся родословия Господа И.Х. по плоти; «Ищите убить Меня, Человека, сказавшего вам истину»(Ин.8:40), «Сын Чел-кий не имеет где голову преклонити»(Мф.8:20) = Сын Чел-кий есть мессианский титул из книги прор.Даниила (7:13), а в НЗ упоминается 80 раз. Реальность чел-кой природы = помазание миром тела Христа(Мк.14:8), Иосиф испросил у Пилата тело Христа (Мф.27:58), Иисус был обрезан (Лк.2:21), уставал (Ин.4:6), переживал «Моя душа скорбит смертельно»(Мф.26:38), все члены Его тела претерпели страдания - Туринская плащаница.
Материальный докетизм (плоть мнима, кажущаяся, от эллинск. дуализма – с материей как злым нач. Бог не мог соед., а тем более страдать и умереть – христологич.ересь I в.): учение о призрачности чел-ва И.Х. = как бы «небесное тело» от слов Павла «Бог послал Сына Своего в подобии плоти греховной в жертву за грех»(Рим.8:3).
Формальный докетизм: уч-е Аполлинария Лаодик.сер. IV в. = во Христе лишь тело и неразумная душа, а ум заменил Божественный Логос, т.е. было воплощение, но не вочеловечение, а Христос не был истинным чел-ком. Критика Гр. Бог. и Нисск.= Ириней Лионск.«Бог стал Сыном Чел-ким, чтобы чел-к стал сыном божиим», Кирилл. Иер.«если вочеловечение призрак, то и спасение мечта» = первый сотериологический принцип Гр.Бог.: «не воспринятое не уврачевано» = что Господь воспринял в единство своей ипостаси, то и исцелено.
53. Господь И. Х. родился по чел-ву сверхъест-ным образом = первородный грех – порча чел-кой природы наследуется от прародителей = при естественном способе рождения И.Х. был бы заражен грехом, но «Бог есть свет и нет в нем никакой тьмы»(1Ин1:5) = Бог и грех несовместимы, И.Х. был бы под властью первородного и греха, и смерти, и диавола – не мог бы освободить людей от их тирании; по св. отцам название «семенем жены»(Быт3:15) есть указание на таинственный способ рождения Богочел-ка + «Сам Господь даст вам знамение: Дева во чреве приимет и родит Сына»(Ис7:14), суть знамения – Дева родит – небывалое событие, И.Дам: «не через оплодотворение семени, но творчески через св.Духа» = мгновенное образование чел-кого эмбриона.
54. Безгрешность Господа Иисуса Христа = суть отличия от нас Христа по чел-ву есть следствие сверхъестественного образа Его рождения, чел-во Спасителя получило бытие в Ипостаси Бога-Слова. С Воплощения чел-во Христа находится в неразрывном единстве с Божеством = Спасителю свойственна свобода от первородного греха, а значит и от личных грехов, которые могут быть только как следствие первородного греха = И.Х. свойственна абсолютная личная безгрешность = Он не совершил ни одного греховного действия и был свободен от всякой скрытой греховности. «Кто из вас обличит Меня в неправде»(Ин.8:46), «Идет князь мира сего и во Мне не имеет ничего» (Ин.14:30) = не имел нужды в покаянии при крещении; ВЗ = «Он не сделал греха, и не было лжи в устах Его» (Ис.53:9), НЗ = «не знавшего греха он сделал для нас жертвою за грех»(2Кор.5:21), «таков и должен быть у нас первосвященник, святый, непричастный злу» (Ев. 7:26). Афтартодокетизм (ересь VI в., спор Севира Антиох. - тело И.Х. подвержено следствиям греха, страданию и Юлиана Галикарнаского - страдания только по допущению Божества, а не по природе) = «фтора» - порча, тлени, «а-фтарто» - нетление(нестрадательность); Господь воспринял не природу Адама в ее первозданном состоянии до грехопадения, а нашу природу со всеми следствиями падшести - чтобы разделить с чел-ком все следствия падения и исцелить наше естество; по Православию страсти Христа непорочны, безгрешны(голод, усталость, страх смерти, жажда, слезы) и не приводят, как у нас, к греховным поступкам, а Юлиан хотя и не отрицал реальность страданий Христа, но считал, что Он их лишь разрешает, попускает Себе их испытывать, они не свойственны Ему.
55. Единство ипостаси Господа Иисуса Христа = Христос есть истинный Бог , и истинный чел-к, Он объективно есть единое сущ-во, единое Лицо, единый индивидуум, Сам И.Х. всегда в Евангилие говорит о Себе как о едином лице, там нет ни одного выражения о двойстве личностей во Христе. Уч-е Нестория = антиохийцы всегда имели интерес к историческому образу Спасителя, к полноте Его чел-кой природы, получалось, что между Христом и ВЗ-пророками различия нет – у Феодора Мопсуэстийского Бог обитает во Христе как в храме, или образ соединения мужа и жены (у Нестория уч-е о «лице единения», т.е. два лица Божие и чел-кое сходятся в некое третье лицо = Сын Божий и Сын Марии личностно разделены, между ними только нравственная связь, как у ВЗ-пророков и путь к реальному обожению чел-ка закрыт); Кирилл Ал. = во Христе единый личностный субъект, тожественный Второму Лицу Троицы, а особой чел-кой личности во Христе нет, но путаница терминов «ипостась» и «природа», отсюда знаменитая формула «единая природа Бога Слова воплощенная»; III Вс.Соб. защитил Церковь от ереси Нестория, но не дал учения о Лице Спасителя, Халкидон 451г. не дал ответ на вопрос как понимать единую Ипостась. Монофизиты не различали «природу» и «ипостась», то для единства природы во Христе жертвовали полнотой человечества. Как совместить идею полноты чел-ва во Христе с идеей признания во Христе только одной Ипостаси, ибо как последователи Аристотеля отцы признавали, что нет природы без ипостаси?. Ипостась Господа Иисуса Христа есть именно Ипостась Слова = разрешение этого вопроса было в VI в. термином «воипостасный» от Леонтиев Иерусалимского и Византийского = не отвергали Аристотеля, но делали вывод: природа может иметь реальное бытие как в своей собственной ипостаси, так и индивидуализации другой природы (у чел-ка две природы, душа и тело, существуют в составе единой чел-кой ипостаси), т.е. чел-во Спасителя получает свое бытие не в чел-кой ипостаси, как в случае каждого из людей, из нам, а в ипостаси Второго Лица Троицы = является воипостазированным в ипостаси Слова. Чел-во Спасителя никогда не предсуществовало моменту Воплощения, И.Дам.: «Само Слово соделалось для плоти Ипостасью, т.е. Его плоть сразу уже была плотью Бога Слова = не человек Божественный, а Бог вочеловечившийся» = принципом индивидуализации чел-ва Христа является Ипостась Логоса, воипостазирующая чел-во и делающая его жизнь содержанием жизни Божественной Личности. V Вс.Соб. 553 г.: «Веруем, что сын Божий воспринял на Себя в собственной ипостаси плоть чел-кую, зачатую в утробе Девы Марии от Св.Духа и вочеловечился».
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.