43. Образ и подобие Божие в человеке = свв. отцы согласны в том, что образ Божий есть способность человека отображать Божественные совершенства. Бог есть абсолютный разум, человек тоже есть существо разумное. Бог существо духовное — человек также имеет в себе духовную составляющую, душу. Бог вечен — отражением вечности в человеке является бессмертие. Бог является Творцом — человек также обладает творческими способностями, хотя, в отличие от Бога, творит не из ничего, а из подручного материала. Бог царствует над всем миром, и человек также наделен царским достоинством, призван владычествовать над Вселенной. Большинство др. отцов и совр. прав. богословов проводят различие между понятиями образа и подобия. В русской богословской традиции такого мнения придерживался свт. Филарет = показывал, что понятия образа и подобия нередко являются в Писании взаимозаменяемыми. Свт. В.В.: «по образу Нашему и по подобию Нашему»(ст.26) и "И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его"(ст.27) волеизлеяние содержит два элемента — образ и подобие, а сотворение лишь один — образ (о подобии стих 27 умалчивает). Но определения образа божия в чел-ке отцы не дают = апофат. антропология есть следствие апофат. богословия: если Бог по Своей сущности неопределим, то и человек, сотворенный по образу Божию, также не может быть во всей полноте охвачен рассудочным определением. Западная схоластика в ср. века отошла такого понимания богообразности, и образ Божий в зап.богословии стали определяться через различные свойства духовной природы человека, такие, как свободная воля, разумность, суверенность и т. д. В отличие от всех прочих тварей, человек не только может быть причастен к Божеству, он способен общаться с Богом, способен участвовать в Божественной жизни, предстоять Богу лицом к лицу. Но общаться может не ч т о, а только к т о, т. е. личность. Поэтому можно сказать, что образ Божий в человеке заключается прежде всего в том, что человек есть личностное существо. И в этом безличном мире он единственный является личностным образом личного Бога. Для восточных отцов образ Божий есть прежде всего способность человека быть причастником "Божеского естества. Поэтому об образе Божием нельзя говорить как о некотором свойстве человеческой природы безотносительно ее отношения к Богу. В учении об образе Божием следует различать между понятиями "черты образа Божия" и "образ Божий". Черты образа Божиего — это то, в чем образ Божий конкретно проявляется, т. е. совокупность существенных свойств человеческой природы. Сам образ Божий относится не к природе, а к способу ее существования, который у человека личностный, что и делает возможным участие человека в Божественной жизни. Разумность - одна из черт образа Божия в человеке. Образ Божий в человеке можно понимать и как совокупность благ, кот-ми человек обладает в силу своей причастности источнику всех благ, Богу. Эта мысль выражена у свт. Гр.Нисс.: "Бог по природе сама благость, Он создает человека не по иному какому побуждению, только потому что благ. Совершенство благости проявляется в том, что Он вызывает человека из небытия к бытию и в изобилии сообщает ему всякое благо… человек создан по образу Божию. Образ в том и имеет сходство с Первообразом, что исполнен всякого блага". Образ божий есть дар Божий чел-ку, а подобие - проявление этого дара в жизни человека и та мера, в какой эта способность реализуется. Эта мысль встречается у прп. Максима Исповедника: «Бог, приводя в бытие духовную разумную сущность, по высочайшей благости Своей сообщил ей четыре Божественных свойств: бытие, приснобытие, благость и премудрость. "По образу" как присносущий образ Присносущего, небезначален, но бесконечен. "По подобию" — как благой, подобие Благого, и премудрый, подобие Премудрого, будучи по благодати тем, чем Бог является по природе». Можно сказать, что "образ" и "подобие" — это два неразрывно связанных между собой аспекта двуединого понятия. Образ Божий есть то, что человеку дано; каждый человек, приходящий в мир, имеет образ Божий. Подобие же, напротив, есть некоторая заданность, задача, которая стоит перед человеком и которую он должен решать в течение всей своей жизни. Чертами образа Божия обладают практически все люди, в то время как черты подобия Божия раскрывают далеко не все. Ведь богообразность потенциально заключает в себе богоподобие, а подобие Божие есть не что иное, как раскрытие образа Божия в жизни конкретного человека = взаимозаменяемость этих терминов в Писании.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.