45. Понятие о промысле Божием = "промысл", лат. providencia, а отцы называли Божественный Промысл словом "попечение". Опр. Промысла (ПК): "Промысл Божий есть непрестанное действие всемогущества, премудрости и благости Божией, которым Бог сохраняет бытие и силы твари, направляет их к благим целям, всякому добру вспомоществует, а возникающее через удаление от добра зло пресекает или исправляет и обращает к добрым последствиям". Действительность промысла Божия вообще = Учение о Промысле основано на откровении: И.Х. после исцеления расслабленного при Силоамской купальне: "Отец Мой доныне делает, и Я делаю" (Ин.5:17), (Евр.1:3)=Сын Божий содержит все "словом силы Своей", (Кол.1:17)="все Им стоит", Павел в Афин-м ареопаге= Бог дает "всему жизнь и дыхание и все... мы им живем и движемся и существуем" (Деян.17:25). Христианское представление о тварном мире основывается на убеждении в том, что мир имеет основание и цель своего бытия в Боге, кот. присутствуя в мире в Своих энергиях, удерживает мир в бытии и сохраняет его порядок.1) что убеждает нас в существовании Божественного Промысла, есть молитва. Молитва как живое общение человека с Богом невозможна и бессмысленна без уверенности в попечительных действиях Бога в мире. 2)это представление о Боге как абсолютной Личности, Он не только все знает, но еще любит. Личность не может быть безучастна к соприкасающемуся с Ней миру=Бог не может быть безучастным к жизни творения, к миру, который Он Сам сотворил. 3) это ограниченность мира. Тварное бытие как несамобытное не является бытием необходимым, поэтому оно не могло бы существовать без произведшей его причины. Оно существует только потому, что сохраняется в бытии той же силой, которая дала ему бытие. Кроме того, в существовании Божественного Промысла убеждает само устройство мира, его сложность, целесообразность, красота, гармония. Предметы Божественного промысла = Христ. уч-е = весь мир в совокупности, и все мельчайшие частицы его имеют ценность перед Богом = Промысл Божий распространяется на весь мир, но историю всего человечества и каждого человека в отдельности. Писание = промыслительное действие Божие пронизывает собою все пространство мира:"Может ли человек скрыться в тайное место, где Я не видел бы его? говорит Господь. Не наполняю ли Я небо и землю?" (Иер.23:24). Предметом Промысла являются растения и животные, ни одна из птиц не упадет на землю без воли Отца Небесного(Мф.10:29), главный предмет Промысла — человек: "Бог печется о нас"(1Пт.5:7). Промысл распространяется на всех людей: на праведников и на грешников. "Он повелевает солнцу Своему восходить над злыми и добрыми и посылает дождь на праведных и неправедных" (Мф. 5, 45). Об этом же говорят многие евангельские притчи: о пропавшей овце, о потерянной драхме, о блудном сыне. Различают два вида Промысла: общий Промысл, который объемлет весь мир и частный (отдельные предметы, явления, существа). Действия промысла Божия = два вида единого действия: мирохранение, поддержание всего существующего в бытии, и мироправ-ление, направление всех событий, имеющих место в мире, к предназначенным Творцом целям = Мирохранение, НЗ = (Евр.1:3 + Кол.1:17) = Сыне Божием как о зиждительной силе мироздания; ВЗ = "В Его руке душа всего живущего и дух всякой человеческой плоти" (Иов.12: 10); Кирилл Алекс.:"простирает на все Свою силу, иначе все, что произошло из не-сущего, не могло бы держаться и сохранить свое бытие, тотчас бы все вернулось к своему состоянию, к ничтожеству" + Мироправление = Бог назначил каждому существу свои цели:"Через Него все успешно достигает своего назначения" (Сир.43:28); И.Дам.:"Промысл есть воля Божия, по которой все целесообразным образом управляяется". Образы Божественного промышления о мире = 1) Естественный Промысл есть такой образ промышления о мире, когда бытие и силы тварей поддерживаются в бытии Богом посредством дарованных сил и законов и судьбы Божий приходят в исполнение по естественному течению вещей, от Бога установленному, только под промыслительным надзором Божиим: "Ты поставил землю, и она стоит" (Пс.118:90); 2) Сверхъестественный Промысл есть промышление и управление миром посредством чудес. Чудеса — это поразительные действия или события, имеющие истинную причину вне естественных сил и законов природы, в сверхъестественном действии Божием, совершаемые Богом для достижения важных религиозных целей ("силы"= чудо есть проявление силы Божией и "знамения"= символическое значение чудесных действий, ибо чудеса совершаются Богом не ради их самих, а преследуют определенные религиозные цели, имеют учительное значение) = "Если бы в Тире и Сидоне явлены были силы, явленные в вас, то давно бы они во вретище и пепле покаялись"(Мф.11:20-23); "Род лукавый и прелюбодейный ищет знамения; и знамения не дастся ему, кроме знамения Ионы пророка"(Мф.12:39). Чудеса, как сверхъестественный образ промышления о мире, могут находиться в единстве с естественными силами природы, например, переход евреев через Чермное море, казни египетские, чудесный улов рыбы и т. д.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.