1. Словом «благодать» (греч. χαριζ, лат. gratia) в древности выражали приятные свойства лица или предмета, либо чувствования, определённые душевные состояния, возбуждаемые этими лицами или предметами в окружающих людях.
Первоначальное значение древнееврейского слова gen указывает на свойства предмета, вызывающие у человека чувство эстетического удовлетворения. Так, текст кн Ек. (10,12) «Слова из уст мудрого – благодать» выражает мысль, что слова мудрого человека доставляют удовольствие слушающему.
Чаще этим словом выражаются чувства симпатии, благорасположенности между людьми (Быт. 13,21), либо благосклонное отношение Бога к человеку (Быт. 6,8; 18,3).
Иногда и в Новом Завете слово χαριζ употреблятся применительно к людям и отношениям, складывающимся между ними. Например о благорасположенности людей друг к другу говорится в ангельском славословии в описании рождения Христова (Лк. 2,14).
Иногда это слово обозначает духовные либо материальные, но имеющие духовное значение блага. Например, ап. Павел называет так пожертвования для бедствующих церквей (1 Кор. 16,3; 2 Кор. 8,7).
Наиболее часто словом благодать в Новом Завете выражается отношение Бога к человеку.
Во-первых, это слово употребляется в значении Божественного свойства, особенно милости Божией к падшему человечеству, не заслуживающему благорасположения Божия (Лк. 1,30; 1 Пет. 4,10; 5,10; 2 Кор. 9,8; Тит. 2,11).
«Во-вторых, слово «благодать» может означать полноту любви и милости Божией, явленной в Искуплении и изливающейся на людей в форме живой и деятельной силы, которая усвояет людям плоды Искупления, возрождает и вспомоществует людям соделывать своё спасение» [1, с.186]. В таком случае слово χαρις заменяется часто словом δυναμις, буквально означающим «силу». Господь обещает ученикам о даровании им такой силы после того, как сойдёт на них Дух Святой (Деян. 1,8).
«В самом широком смысле благодать есть благоволение к людям достойной жизни во все времена человечества, в частности, к праведникам Ветхого Завета» [2, с.167]. Апостол говорит, что Бог есть “Бог всякой благодати” (1 Пет. 5,10).
В Учении ап. Павла благодать Божия – это некая сила, живущая и действующая в человеке. (1 Кор. 15, 10; 2 Кор. 12, 9; Кол. 1, 29).
2. Данное Пространными Катехизисом определение, что «Церковь есть от Бога установленное общество людей, соединённых православной верой, Законом Божиим, священноначалием и Таинствами» [3, п.250], нельзя считаь вполне исчерпывающим даже в её земном аспекте. В ней дано лишь внешнее описание того, что есть Церковь.
Богочеловек Иисус Христос является не только Основателем Церкви, находящимся в принципиально отличающемся от основателей других религиозных общин положении, но и тем “краеугольным камнем”, на котором основывается всё здание Церкви (Еф. 2,19,29). Само основание Церкви Господь относил к будущему времени (Мф. 16,18), своих последователей Он не называл Церковью и определения её нам не оставил. Мы можем говорить только об образах Церкви в Новом Завете:
ü виноградной лозы и её ветвей (Ин. 15,1–8);
ü пастыря и стада (Ин. 10,1–16);
ü строящегося здания (Еф. 2,19 – 22);
ü дома (1 Тим. 3,15; Евр. 3,6);
ü брачного союза (Еф. 5, 23, 32; 2 Кор. 11,2);
ü приточные образы рыболовного невода, виноградника, засеянного поля;
ü Церкви, как града Божия (Евр. 11,10);
ü Церкви, как матери верующих (Гал. 4,26);
ü главы и тела (Евр. 1,22 – 23).
Общество учеников Христовых стало Церковью только в день Пятидесятницы, когда на апостолов сошел Святой Дух. Следовательно, чтобы понять, что такое Церковь, нужно говорить и о месте и значении Святого Духа в её жизни.
Церковь в её земном аспекте можно охарактеризовать следующими чертами:
1) Это от Бога установленное общество верующих, объединённых православной верой, священноначалием и Таинствами.
2) Она создана, возглавляется и управляется Господом Иисусом Христом по воле Бога Отца.
3) Все члены этого общества соединены с Господом, как со своей Главой, и в Нём друг с другом, а так же с небожителями.
4) Это общество одухотворяется, освящается и оживляется Святым Духом.
3. Существенными являются те свойства, которые определяют существо Церкви, без которых она не могла бы называться Церковью, которые отличают её от других человеческих сообществ и неправославных Церквей. Символ веры называет четыре таких свойства: единство, святость, соборность и апостольство Церкви.
Можно говорить о единстве Церкви, как в количественном, так и в качественном отношении.
Сам Спаситель говорит о создании Церкви, а не церквей (Мф. 16,18). Во всех Его притчах, относящихся к Церкви, всегда чётко виден момент её единства (Ин. 10,16; 15,1–7; 17,21). Ап. Павел всегда говорит о Церкви в единственном числе (Рим. 12,5; 1 Кор. 12,13; Еф. 4,4–6). И сам Господь Иисус Христос «...по учению апостольскому соделался единственным основателем Церкви (1 Кор. 3,11) и краеугольным камнем (Еф. 2,20)» [4, с.235].
Церковь не только одна, но и едина. «Глубочайшим основанием внутреннего единства Церкви является единство её Главы – Господа Иисуса Христа, и единство Духа Святого, выступающего в христологическом аспекте бытия Церкви, как связь её единства» [1, с.227]. Церковь коренным образом отличается от всех других человеческих обществ тем, что в её основе лежит изменение бытия человеческой природы. Все члены Церкви едины между собой по образу бытия Лиц Пресвятой Троицы (Ин. 17,21).
Внешними проявлениями внутреннего единства Церкви являются:
1) единство православной веры, исповедание одного Символа веры;
2) единство таинств и богослужения;
3) единство иерархического приемства епископата;
4) единство церковного устройства и канонов.
О единстве Церкви св. Ириней говорит: «хотя Церковь рассеяна по всей вселенной до конец земли, но от апостолов и учеников их приняла веру… Приняв такую проповедь и такую веру, Церковь, (…) тщательно сохраняет её, как бы обитая в одном доме, одинаково верует, как бы имея одну душу и одно сердце…» [4 с.236]. Х.Янарасс говорит о том, что «единство означает в церковном понимании вовсе не «сплочённость», «согласие» и «единодушие» отдельных людей, как элементов общей структуры, но изменение образа бытия, преображение индивидуального выживания в общение любви, в жизнь вечную» [5, с.196].
Внутреннему единству Церкви не противоречит видимое множество поместных Церквей, поскольку «самостоятельность их устройства не препятствует им духовно быть великими членами единого тела Церкви Вселенской, иметь единого Главу – Христа, и единый дух веру и благодати» [3, п.259].
Тем более церковному единству не противоречит существование неправославных церквей.
4. Ап. Павел говорит, что иарархическое служение в Церкви установлена Самим Господом: «…Он поставил одних Апостолами, других пророками, иных Евангелистами, иных пастырями и учителями, к совершению святых, на дело служения, для созидания Тела Христова» (Ефес. 4,11–12).
Священнческое служение предполагает избрание свыше и практически не зависит от высоты нравственной жизни или образованности человека. Об этом говорит как сам Спаситель: «Не вы Меня избрали, а Я вас избрал и поставил вас,…» (Ин. 15,16), так и ап. Павел: «...никто сам собою не приемлет этой чести, но призываемый Богом, как и Аарон» (Евр. 5,4).
Об апостольском служении Господь говорит Своим ученикам по воскресении: «Итак идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа, уча их соблюдать все, что Я повелел вам; и се, Я с вами во все дни до скончания века» (Мф. 28,19–20). Поставля учеников на служение Господь: «...дунул, и говорит им: примите Духа Святаго. Кому простите грехи, тому простятся; на ком оставите, на том останутся (Ин. 20,22–23). Из этих слов Иисуа Христа следует, что апостольское служение связано с особыми благодатными дарами Святого Духа («примите Духа Святаго») и включает в себя:
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.