1. К середине III в. в ответ на рзличные ереси, искажавшие суть христианства, начинает складываться систематическое богословие. Для всех ересеначальников в большей или меньшей степени свойствена сложность и оригинальность характера, в котором аскетическая суровость сочеталась, нередко, с пылким стремлением к истине и беспощадной непримиримостью к противникам, а также склонностью к крайностям и экстремизму [1, с 51].
а) Одной из причин впадения в ересь иногда становилось неправильное нравственно-аскетическое устроение ересеначальников. Так, в середине II в. во Фригии возникла секта монтанистов, отдельные общины которой просуществовали до VIII в. Её основателем был Монтан, скопец, бывший жрец Кибелы (культа Матери богов), который по обращению в христианство провозгласил себя «параклитом» (утешителем) [2, с. 351].
Александрийский пресвитер Арий обосновал первую массовую ересь антихристианского характера. Как человек, страстно ревнующий о вере и христианском учении, ещё будучи мирянином он присоединился к расколу Милетия, осуждающего снисходительность Церкви к «падшим» во время гонений, в котором провёл пять лет. Став священником, Арий приобрёл репутацию красноречивого проповедника строгого поведения, стал кумиром прихожан. Но, как учёный, он «сухой диалектик, на логических и силлогических путях этой диалектики легко терял религиозно-догматическое чутьё и рождал ересь» [3, с. 16].
Данные истории Церкви и опыт многих подвижников показывают, что лишь многие годы подвижничества и благодатная помощь Божия способны сформировать в человеке догматическое сознание не в догматическом смысле этого слова, а как духовное ведение. Естественно, что неправильная нравственно-авскетическая жизнь искажает это знание [4, с 170 - 171].
б) Естественно, что и вне истинной веры в Бога «никакой духовный (мистический) опыт не даёт человеку познать Божественное Бытие, как Единую, Непостижимую, абсолютную Объективность в Трёх непостижимых абсолютных Субъектах, т. е., как Троицу единосущную и нераздельную» [4, с. 173].
В качестве примера можно привести антиоригениста Павла Самосатского, который обосновал учение монархиан-динамистов, осуждённое Антиохийским Собором. Наряду с богословскими заблуждениями Павел Самосатский был осуждён и за свой образ жизни и обвинён в излишней помпезности, щегольстве, любви к роскоши и прочих тому подобных пороках [1. с.111].
2. О том, что Сущность Божия непознаваемо, Священное Писание говорит нам, что Бог «обитает в непреступном свете, Которого никто из человеков не видел и видеть не может» (1 Тим. 6, 16). Она непознаваема для всех тварных существ: «Кто может исследовать великие дела Его? Кто может измерить силу величия Его?» (Сир. 18, 3 – 4). «Бога никто никогда не видел», – учит ап. Иоанн (1 Ин. 4, 12). И во всей полноте Сущность Божия известна только Самому Богу. Спаситель говорит, что «никто не знает Сына, кроме Отца; и Отца не знает никто, кроме Сына, и кому Сын хочет открыть» (Мф. 11, 27). «Кто из человеков – вопрошает ап. Павел – знает, что в человеке, кроме духа человеческого, живущего в нём? Так и Божьего никто не знает, кроме Духа Божия» (1 Кор. 2, 11).
Но Бог, как говорит св. Иоанн Дамаскин, не оставил нас в совершенном неведении. Во-первых, в какой-то степени мы можем познавать Бога посредством изучения окружающего нас мира, как творения благого Бога. Во-вторых, Господь Сам открыл нам знание о Себе в той мере, в какой мы можем это постигать и в какой это необходимо для нашего спасения сначала через пророков, а затем и через Единородного Сына Своего. И, наконец, в личном опыте благодатной жизни человеку могут открыться сверхъестественным образом все истины христианской веры. Причём, в новозаветное время это откровение возможно не внешне, в образной форме, а внутри человеческой души, в молитвенном созерцании.
Во всей полноте раскрывает православное понимание богопознания учение свт. Григория Паламы о непознаваемости Божественной сущности и о познаваемости Бога в нетварных энергиях. Энегия, исходящая от Сущности, но не отделяющаяся от Неё, есть нетварная Божественная благодать. Это особый образ бытия Божия вне собственной Сущности. Посредством этих благодатных энергий мы можем познавать Бога.
3. Нет никакого определения, с помощью которого можно было бы вполне описать Божественную Сущность, поскольку все определения в той или иной мере ограничивают определямеый предмет, а относительно Божества употребляются нами в силу ограниченности нашего разума, а не Божественной сущности. Поскольку сама Божественная сущность нашему пониманию недоступна, мы можем говорить только о некоторых её свойствах. Одни из них говорят о Боге, как о Личности, о духосно-разумном Существе (Благой, Праведный, Творец, Судья). Можно отметить, что из приведённых свт. Василием Великим в качестве примера имён два (Благий и Праведный) характеризуют вечные силы и действия Бога, а два других (Творец и Судья) – отношение Бога к миру и человеку. Такие свойства в богословской науке называются катафатическими, положительными или духовными. Другие говорят о том, каких недостатков нет в Божественной природе, указывая на совершенство божественной сущности (Нетленный, Невидимый, Бессмертный). Эти свойства называют апофатическими, отрицательными или онтологическими.
4. Православная Церковь верует во единого по естеству Бога троичного в Лицах. Сливать воедино ипостаси Божества означало бы утверждать, что это не самостоятельные, хотя и единые по существу личности, но три различных модуса или проявления во времени единого Бога (как утверждали, например, савелиане). Такая точка зрения совершенно неприемлима для православия.
С другой стороны, делать заключение о том, что если в Боге три Ипостаси, то, следовательно, каждая из них обладает Своим естеством (как это делали тритеисты и даже, по сути, ариане), тоже недопустимо. Соединение в едином Божественном существе трёх ипостасей непостижимо для человеческого разума и может быть понято лишь приблизительными аналогиями из тварного мира. Например, как единый луч белого света распадается на составляющие его цвета спектра; как от единого солнца исходит свет и тепло. Но Божественные ипостаси суть самостоятельные личности, в равной степени обладающие всеми существенными свойствами Божьими. При этом Божественные ипостаси различаются своими ипостасными свойствами.
5. Словами «во единаго Бога» и «во единаго Господа Иисуса Христа» Символ веры раскрывает учение Церкви о единстве Существа Божия. Также слова «Света от Света, Бога истинна от Бога истинна единосущна Отцу,» «…спокланяема и славима» и др.
В Символе веры прямо не сказано, что Божественных лица три, но все они перечислены – Отец, Сын и Святой Дух – и указаны свойства, отличающие каждое Лицо Божественной Троицы от других. Так, о второй ипостаси – Сыне Божием – сказано, что Он рождён от Отца «прежде всех век». О Духе Святом говорится, как об исходящем от Отца.
6. В троичном тропаре первой песни канона раскрытие тайны Пресвятой Троицы лишь начинается. Здесь прямо прославляется один Бог в трёх Лицах – «во Отце и Сыне и Дусе». Кроме того, говорится о том, что Три Лица Святой Троицы соприсносущны в едином существе.
Тропарь третей песни воспевает каждое из Лиц Св. Троицы в отдельности, указывая на образ их бытия: безначальность, т.е. нерождённость, Отца; безлетность или безвременное, предвечное рождение Сына и соприсносущность Св. Духа. Последними словами: «Единого Трое естеством Бога» утверждается единство трёх Лиц по естеству.
Еще более ярко на различие Лиц Св. Троицы по образу их происхождения указывает тропарь пятой песни. В нём ясно перечисляются ипостасные свойства Каждого Лица, отличающие их в едином Божественном существе: об Отце сказано, что Он нерожден, Сын назван Единородным и Дух – происходящим от Отца. Этими свойствами различаются в единой Божественной сущности три её ипостаси. Троекратное славословие косвенно указывает на то, что все Лица Святой Троицы равнопокланяемы и, следовательно, являются единым Богом. Указаны также свойства единого Божественного естества («Святый», «безлетне», «Божественный и сопрестольный»)
Троичен шестой песни через отношение Богоматери к тайне Пресвятой Троицы раскрывает единство Божественных Лиц в домостроительстве нашего спасения. Троичность лиц в Боге показана посредством их перечисления, и указания их образа действия в Таинстве Боговоплощения (икономия или домоствроительство).
ЛИТЕРАТУРА
1. Прот. Иоанн Мейендорф. Введение в святоотеческое богословие. Вильнюс-Москва, 1992.
2. Болотов В.В. Лекции по истории Древней Церкви. Т. 2. М., 1994.
3. Карташев А.В. Вселенские Соборы. М., 1994.
4. Иером. Софроний (Сахаров). Преподобный Силуан Афонский. М., 1998.
Обризцы правильного описания книг см., например, на карточках в каталогах библиотеки.
Оценка – 4.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.