1. При единстве божественной сущности должны быть определённые свойства, определяющие отношения Лиц Святой Троицы. В противном случае невозможно было бы отличить одну Ипостась от другой. Так, ипостасным свойством Отца является Его нерождённость. По отношению к Отцу Сын предвечно рождается. Например, в Евангелии от Иоанна (1, 18; 3, 16) Сын Божий называется «единородным». Если бы Сын, как и Отец, был «не рождён», то Его невозможно было бы отличить от Ипостаси Отца. Это были бы уже не две Ипостаси, а одна.
2. Простота является существенным свойством Божетва и равно относится ко всем лицам Святой Троицы, поскольку они единосущны. Поэтому троичность лиц в Боге не противоречит простоте Его существа.
2. В данном тексте верно сказано, что «невозможно отделить естество от ипостаси». Ошибка западного богословия состоит в том, что они сливают эти два понятия воедино. Из этого, с их точки зрения, и следует, что если Св. Дух исходит от существа, а следовательно, и ипостаси Отца, то точно так же Он исходит от существа и ипостаси Сына.
В западном богословии нет разграничения между благодатью Святого Духа, которая, действительно, может исходить и от Сына, и ипостасью Святого Духа, личным свойством которой является исхождение только от Отца. Утверждение, что «Дух (т.к. Он – от существа Сына) также – и от Его ипостаси» совершенно неприемлимо для православного богословия.
4. Слова св. Иоанна Дамаскина раскрывают следующие положения учения Церкви о происхождении мира:
q Творцом мира – видимого и невидимого – является Бог: «…Он приводит из небытия в бытие всё видимое и невидимое»;
q Бог сотворил мир из ничего: «из небытия»;
q человек является венцом творения Божия, существом, состоящим из элементов как видимого, так и невидимого мира: «…Бог… привел из небытия в бытие… и человека, состоящего из видимого и невидимого»;
q в сотворении мира участвовали все три Лица Божественной Троицы: «Бог творит мыслью, и эта мысль становится делом, приводимая в исполнение Словом и усовершаемая Духам»;
q побуждением к сотворению мира был преизбыток Божественной благости: «…благий и преблагий Бог… по преизбытку благости Своей благоволил…»;
q одной из целей сотворения мира является блаженство твари: «…Бог… благоволил, чтобы произошли существа, пользующиеся Его благодеяниями и причастные Его благости»
5. Согласно приведённому тексту Послания Восточных Патриархов, преступление прародителей, состоявщее в непослушании Заповеди Божией в Раю по коварному совету змия являлось их личным грехом.
От прародителей, как от заражённого источника, распространился на весь род человеческий первородный грех. Из данного текста сложно заключить, что именно под этим подразумевается. Возможно, это наследственная повреждённость человеческой природы от которой происходит уклонение человека в грех.
На всё человечество распространились бремя и следствия прародительского греха – «удобопреклонность ко греху, и те бедствия, которые Божественное правосудие наказало человека за его преслушания, как-то: изнурительные труды, скорби, телесные немощи, болезни рождения, тяжкая до некоторого времени жизнь на земле странствования, и напоследок телесная смерть». Нет ни единого человека из рождённых по плоти, который был бы свободен от первородного греха и его последствий.
Но первородный грех следут отличать от личного греха каждого человека, происходящего от свободного его противления воли Божией: «нечестие, богохульство, убийство, ненависть и всё прочее». Многие люди, и в первую очередь Пресвятая Богородица Мария, были свободны от этих и подобных им личных грехов. Но и они ощущали на себе первородный грех и его бремя и последствия.
Оценка – 5.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.