Православный Свято-Тихоновский Богословский Институт
IV курс, заочное отделение
Миссионерский факультет
Догматическое богословие
(спецкурс)
Св. Афанасий Великий,
«Слово о воплощении Бога Слова
и о пришествии Его к нам во плоти»
Дашко Лия
Москва 2003 год.
План
1. Введение: Цель написания «Слова...».
2. Основная часть: Боговоплощение как основа Домостроительства спасения Сына Божия.
2.1. Опровержение языческого и разъяснение христианского учения о сотворении мира.
2.2. Образ Божий в человеке, нетленность и тление.
2.3. Первое грехопадение.
2.4. Причины пришествия Спасителя в мир.
2.4.1. Оживотворение человечества – главная причина Боговоплощения.
2.4.2. Новое Откровение Бога о Самом Себе.
2.4.3. Препобеждение идолобесия.
2.5. Учение св. Афанасия о Богочеловечестве Христа.
2.6. Апология Креста.
2.7. Плоды смерти и Воскресения Спасителя.
3. Заключение: «Слово о воплощении...» как обоснование христианского учения о спасении.
В историю христианского богословия св. Афанасий Великий вошел, прежде всего, как неутомимый борец с арианством. Со времени избрания его на Александрийскую кафедру, св. Афанасий стал во главе защитников Никейского Символа веры. Его труды были направлены на утверждение единосущия Сына Божия с Богом Отцом.
«Слово о воплощении Бога-Слова и о пришествии Его к нам во плоти» – раннее произведение св. Афанасия, но в нем отражено все, чем жил он до конца своих дней. «Слово» является продолжением другого труда святителя –«Слово против язычников», в котором он дал опровержение языческих суеверий. Во второй части этого диптиха, названного блаж. Иеронимом «Две книги против язычников», св. Афанасий касается основ христианской веры. «Слово» написано для обращающихся ко Христу, ищущих обоснования христианского вероучения. Св. Афанасий стремится укрепить нетвердую веру, пробудить благодарность и ответную любовь к Богу, «чтобы видимое уничижение Слова тем паче возбудило в тебе большее и сильнейшее к Нему благоговение» [1, с.1].
Святитель глубоко, подробно и обстоятельно рассматривает причины, которыми была вызвана необходимость пришествия Слова во плоти, вопросы, связанные со спасительным подвигом Господа Иисуса Христа во время Его земной жизни: воплощением, учением, делами, крестной смертью, Воскресением и Вознесением, с сотериологической точки зрения рассматривается и Личность Спасителя. Все эти пункты св. Афанасий представляет не в отдельности друг от друга, а в тесной связи между собою, так что в каждом из них содержатся и остальные. Он многократно говорит о том же, многократно разъясняет одну и ту же мысль, чтобы не оказалось что-либо опущенным, проводя через все произведение мысль о благости, милосердии и снисхождении Бога к немощи человеческой.
Боговоплощение св. Афанасии понимает как вторичное творение, поэтому начинает с разъяснения христианского учения о творении мира, и прежде всего опровергает безбожные «баснословия» язычников и еретиков, учивших о случайности мира, о творении его из совечного Богу вещества, о зле, коренящемся в самой его материальной природе, о творении посредством первой твари. Божественное учение и вера Христова «признает, что вселенная не сама собою произошла, потому что есть о ней Промысл, и не из готового вещества сотворена, потому что Бог не бессилен, но из ничего, вовсе не существовавшую прежде вселенную, привел в бытие Бог Словом» [1, с.2]. Святителю важно показать, что Отец тем же Словом, Которым создал тварь, соделал и ее спасение, важно, чтобы всякий мог видеть, как сообразно было обновлению твари совершиться Словом, создавшим ее в начале. Признавая Отца как Единое начало Святой Троицы, св. Афанасий Великий употребляет Его Имя вместо Имени Триединого Бога. Мир сотворен благим, потому что «Бог благ» и «источник благости», и особую благость Бог явил в сотворении человека. Поэтому «говоря о пришествии к нам Спасителя, необходимо сказать о начале людей. Из этого узнаешь, что наша вина послужила поводом Его пришествия, и нашими преступлениями вызвано Его человеколюбие, чтобы Господь пришел к нам и явился среди нас» [1, с.2].
Бог сотворил людей по образу Своему, сообщив им силу Слова Своего. Образ Божий в человеке святитель понимает прежде всего как дар разумной словесности, как «оттенки Слова». Бог не только сотворил нас из ничего, но и по благодати Слова даровал нам жизнь по Богу – жизнь в богообщении и боговедении. Сотворенные, из вещественных начал мира, люди по природе не были бессмертны, а «свойственного им по природе, избегли бы по благодати, как причастники Слова, если бы пребыли добрыми, по причине соприсносущего им Слова, не приблизилось бы к ним естественное тление» [1, с.З]. Но люди уклонились от вечного и сами для себя стали виновниками тления и смерти. Не мог праведный Бог, сказавший «смертию умрешь», не исполнить Свое слово. По вине людей закон смерти вступил в действие, и невозможно было избежать закона, потому что он по причине преступления поставлен был Богом.
Как бы противопоставляя Правду Божию Его Благости святитель показывает, что в Боге это по сути одно и то же. Поэтому и смерть для людей становится благодеянием, служащим для нашей же пользы и для нашего сохранения. Установив закон смерти, Бог остановил падение. Св. Афанасий пишет, что у закона, поставленного Богом не было заботы о растлении и неправде, но люди по собственной воле и по наущению диавола впадали во все большие прегрешения, делая тление и смерть сугубыми. Человечество вступило на путь самоуничтожения. «Быв в начале изобретателями зла, и сами на себя призвав смерть и тление, в последствии же совратившись в неправду, отваживаясь на всякое беззаконие, и не останавливаясь на одном худом деле, но непрестанно примышляя еще новые, люди соделались ненасытными в грехе» [1, с.З]. Бог не творил смерти. Смерть есть следствие добровольного уклонения человека к не-сущему, ибо зло есть не-сущее, а добро есть сущее, как происшедшее от сущего Бога. Зло – аномалия, завладевшая человеческой природой, через тление уничтожающая творение Божие, уводящая его в небытие.
Св. Афанасии аргументировано и последовательно, доказывает необходимость Божественного вмешательства в человеческую историю. Нельзя было допустить уничтожаться Божию художеству, «ни с чем не сообразно было гибнуть произведениям, и особенно в виду сотворившего, надлежало не попускать, чтобы люди поглощались тлением, потому что это было бы неприлично Божией благости и не достойно ея» [1, с.З].
Как бы предвидя естественный вопрос, а не могло ли спасение совершиться каким-либо другим образом, без Боговоплощения, например, через покаяние, св. Афанасий объясняет, что покаяние прекращает только личный грех, но не выводит из естественного состояния, не может возвратить нетление. Человеческое покаяние не способно изменить Божественный закон и соблюсти справедливость в отношении к Богу. Святитель говорит не о необходимости удовлетворения за оскорбление, а о несоизмеримости возможностей твари и Творца, разрушение клятвы и возвращение нетления превышает возможности человека, и не кому-либо иному надлежало спасти людей, пишет св. Афанасий, а Богу-Слово, сотворившему их в начале.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.