Св. Афанасий Великий, «Слово о воплощении Бога Слова и о пришествии Его к нам во плоти»

Страницы работы

Содержание работы

Православный Свято-Тихоновский Богословский Институт

IV курс, заочное отделение

Миссионерский факультет

Догматическое богословие

(спецкурс)

Св. Афанасий Великий,

«Слово о воплощении Бога Слова

и о пришествии Его к нам во плоти»

Дашко Лия

Москва 2003 год.
План

1.  Введение: Цель написания «Слова...».

2.  Основная часть: Боговоплощение как основа Домостроительства спасения Сына Божия.

2.1.  Опровержение языческого и разъяснение христианского учения о со­­т­во­рении мира.

2.2.  Образ Божий в человеке, нетленность и тление.

2.3.  Первое грехопадение.

2.4.  Причины пришествия Спасителя в мир.

2.4.1.  Оживотворение человечества – главная причина Бого­во­п­ло­щения.

2.4.2.  Новое Откровение Бога о Самом Себе.

2.4.3.  Препобеждение идолобесия.

2.5.  Учение св. Афанасия о Богочеловечестве Христа.  

2.6.  Апология Креста.

2.7.  Плоды смерти и Воскресения Спасителя.

3.  Заключение: «Слово о воплощении...» как обоснование христианского учения о спасении.

В историю христианского богословия св. Афанасий Великий вошел, прежде всего, как неутомимый борец с арианством. Со времени избрания его на Александрийскую кафедру, св. Афанасий стал во главе защитников Ни­кей­ского Символа веры. Его труды были направлены на утверждение едино­сущия Сына Божия с Богом Отцом.

«Слово о воплощении Бога-Слова и о пришествии Его к нам во пло­ти» – раннее произведение св. Афанасия, но в нем отражено все, чем жил он до кон­ца своих дней. «Слово» является продолжением другого труда святителя –«Сло­во против язычников», в котором он дал опровержение язы­ческих суе­ве­рий. Во второй части этого диптиха, названного блаж. Иеро­ни­мом «Две кни­ги против язычников», св. Афанасий касается основ христи­анской веры. «Слово» напи­са­но для обращающихся ко Христу, ищущих об­основания хри­с­тианского веро­у­че­ния. Св. Афанасий стремится укрепить нетвердую веру, пробудить бла­го­да­р­ность и ответную любовь к Богу, «чтобы видимое уничи­жение Слова тем паче возбудило в тебе большее и силь­ней­шее к Нему благо­говение» [1, с.1].

Святитель глубоко, подробно и обстоятельно рассматривает при­чи­ны, которыми была вызвана необходимость пришествия Слова во плоти, во­п­ро­сы, связанные со спасительным подвигом Господа Иисуса Христа во вре­мя Его земной жизни: воплощением, учением, делами, крестной смертью, Вос­к­ресением и Вознесением, с сотериологической точки зрения рассмат­ри­вается и Личность Спасителя. Все эти пункты св. Афанасий представляет не в от­дель­ности друг от друга, а в тесной связи между собою, так что в каждом из них содержатся и остальные. Он многократно говорит о том же, многократно разъясняет одну и ту же мысль, чтобы не оказалось что-либо опущенным, про­водя через все произведение мысль о благости, милосердии и снисхож­де­нии Бога к немощи человеческой.

Боговоплощение св. Афанасии понимает как вторичное творение, по­э­тому начинает с разъяснения христианского учения о творении мира, и преж­де всего опровергает безбожные «баснословия» язычников и ере­ти­ков, учив­ших о случайности мира, о творении его из совечного Богу ве­щества, о зле, коренящемся в самой его материальной природе, о творении посредством пер­вой твари. Божественное учение и вера Христова «приз­на­ет, что вселен­ная не сама собою произошла, потому что есть о ней Промысл, и не из гото­вого вещества сотворена, потому что Бог не бессилен, но из ни­чего, вовсе не существовавшую прежде вселенную, привел в бытие Бог Сло­вом» [1, с.2]. Святителю важно показать, что Отец тем же Словом, Ко­то­рым создал тварь, соделал и ее спасение, важно, чтобы всякий мог видеть, как сообразно было обновлению твари совершиться Словом, создавшим ее в начале. Признавая Отца как Единое начало Святой Троицы, св. Афана­сий Великий употребляет Его Имя вместо Имени Триединого Бога. Мир со­творен благим, потому что «Бог благ» и «источник благости», и особую бла­гость Бог явил в сотворении человека. Поэтому «говоря о пришествии к нам Спасителя, необходимо ска­зать о начале людей. Из этого узнаешь, что наша вина послужила поводом Его пришествия, и нашими преступлениями выз­ва­но Его человеколюбие, что­бы Господь пришел к нам и явился среди нас» [1, с.2].

Бог сотворил людей по образу Своему, сообщив им силу Слова Своего. Образ Божий в человеке святитель понимает прежде всего как дар разумной словесности, как «оттенки Слова». Бог не только сотворил нас из ничего, но и по благодати Слова даровал нам жизнь по Богу – жизнь в бого­об­ще­нии и боговедении. Сотворенные, из вещественных начал мира, люди по при­роде не были бессмертны, а «свойственного им по природе, избегли бы по благо­да­ти, как причастники Слова, если бы пребыли добрыми, по причи­не сопри­с­носущего им Слова, не приблизилось бы к ним естественное тле­ние» [1, с.З]. Но люди уклонились от вечного и сами для себя стали винов­ни­ками тления и смерти. Не мог праведный Бог, сказавший «смертию ум­решь», не исполнить Свое слово. По вине людей закон смерти вступил в дей­с­твие, и невозможно было избежать закона, потому что он по причине преступления поставлен был Богом.

Как бы противопоставляя Правду Божию Его Благости святитель пока­зывает, что в Боге это по сути одно и то же. Поэтому и смерть для людей ста­новится благодеянием, служащим для нашей же пользы и для нашего со­хра­нения. Установив закон смерти, Бог остановил падение. Св. Афанасий пишет, что у закона, поставленного Богом не было заботы о растлении и не­правде, но люди по собственной воле и по наущению диавола впадали во все боль­шие прегрешения, делая тление и смерть сугубыми. Человечество вступило на путь самоуничтожения. «Быв в начале изобретателями зла, и са­ми на себя призвав смерть и тление, в последствии же совратившись в не­прав­ду, отва­жи­ваясь на всякое беззаконие, и не останавливаясь на одном ху­дом деле, но непрестанно примышляя еще новые, люди соделались ненасыт­ны­ми в грехе» [1, с.З]. Бог не творил смерти. Смерть есть следствие добро­воль­ного укло­не­ния человека к не­-сущему, ибо зло есть не-сущее, а добро есть сущее, как про­исшедшее от су­щего Бога. Зло – аномалия, завладевшая че­ловеческой при­родой, через тление уничтожающая творение Божие, уво­дя­щая его в не­бытие.

Св. Афанасии аргументировано и последовательно, доказывает не­обхо­димость Божественного вмешательства в человеческую историю. Нель­зя бы­ло допустить уничтожаться Божию художеству, «ни с чем не со­образно было гибнуть произведениям, и особенно в виду сотворившего, над­лежало не по­пу­с­кать, чтобы люди поглощались тлением, потому что это было бы непри­лично Божией благости и не достойно ея» [1, с.З].

Как бы предвидя естественный вопрос, а не могло ли спасение совер­шиться каким-либо другим образом, без Боговоплощения, например, через покаяние, св. Афанасий объясняет, что покаяние прекращает только личный грех, но не выводит из естественного состояния, не может возвратить нетле­ние. Человеческое покаяние не способно изменить Божественный закон и со­блюсти справедливость в отношении к Богу. Святитель говорит не о необ­хо­димости удовлетворения за оскорбление, а о несоизмеримости возможностей твари и Творца, разрушение клятвы и возвращение нетления превышает воз­можности человека, и не кому-либо иному надлежало спасти людей, пишет св. Афанасий, а Богу-Слово, сотворившему их в начале.

Похожие материалы

Информация о работе