Но Бог не оставляет человека и после грехопадения, не отнимает от него Свой образ. Уже одного образа Божия было достаточно, считает св. Афанасий Великий, чтобы познавать Творца. И грехопадшего человека Бог призывает к Себе, на это направлены все обещания благ и все угрозы, чтобы обратить к Себе, убедить желать Его и Его Единого любить. «Не скрыл Он себя от людей в неизвестности, – пишет св. Афанасий, – и не простое дал им о Себе ведение, но многообразно и многократно раскрывал им оное» [1, с.5]. Человек вразумляем был многоразлично: «словом, Законом, Пророками, благодеяниями, угрозами, карами, наводнениями, пожарами, знамениями небесными, знамениями в воздухе, на море, неожиданными переменами в судьбе людей, городов, народов (все сие имело целью загладить повреждение). Наконец стало нужно сильнейшее врачевство, по причине сильнейших недугов... и сего последнего из всех зол – идолослужения» [5, с.23-24]. Образ Божий был попираем самими людьми, ставшими рабами диавола. Св. Афанасий пишет о затмении грехами образа Божий в человеке, а св. Григорий Богослов – о утрате образа.
Отцы говорят о постоянном снисхождении Бога к немощи человеческой, о милости и человеколюбии. Бог избирает кроткий и человеколюбивый способ врачевания, и чтобы восстановить ведение о Себе, сначала дает Закон и посылает Пророков, «для всей вселенной служили (они) священным училищем ведения о Боге и внутренней жизни» [1, с.5]. В самом даровании Закона св. Григорий Богослов видит снисхождение, чтобы Непостижимый был постигнут смертной природой.
Домостроительство Сына Божия.
Наделяя человека свободной волей, Бог берет всю ответственность на Себя. Свв. Григорий Богослов и Василий Великий, утверждая единство природы Трех Божественных Лиц, тем самым говорят и о том, что в спасении, как и в творении, участвует вся Пресвятая Троица. «Ибо не может быть отсечен от Отца всегда во Отце Сущий, и никогда не отделится от собственного Духа все о Нем производящий» [2, с.13]. Спасает вся Троица, хотя главным Совершителем является Сын Божий. Боговоплощение стало полнотой Откровения, когда Бог явил Себя Святой Троицей. Поэтому, как пишет св. Григорий Палама, «если бы не воплотилось Божие Слово, тогда ни Отец не явился бы как истинный Отец, ни – Сын, как истинный Сын, ни – Дух Святый», и не познали бы мы «бездну любви к нам Бога» [9, с.39-40]. Пресвятая Троица спасла род человеческий по единому Домостроительному действию, но вместе с тем каждая Ипостась внесла некоторое собственное содействие. Отец был примирен, Сын примирил, Дух Святой соделался даром, усвояющим спасение. Говоря о Боговоплощении, как полноте Откровения Святой Троицы, св. Григорий Палама однозначно высказывается о необходимости и предопределенности Боговоплощения, вне зависимости от грехопадения. Для совершенного обожения было необходимо воплощение Бога, но конкретные обстоятельства – Крест и смерть стали нужны только вследствие грехопадения.
В Боговоплощении была разрушена природная преграда между Богом и человеком. «Само Божие Слово, превечное, невидимое, непостижимое, бестелесное, Начало от Начал, Свет от Света, источник жизни и бессмертия, Отпечаток Первообраза, Печать не переносимая, Образ неизменный, определение и слово Отца, приходит к Своему образу, носит плоть ради плоти, соединяется с разумною душою ради моей души, очищая подобное подобным, делается человеком по всему кроме греха» [5, с.24]. Непричастность греху была главным условием победы над диаволом, а для людей это было невозможно, ибо «никтоже безгрешен, аще и един день житие его» (Иов. 14,4-5). Спаситель стал единственным человеком непричастным греху, через чудесный сверхъестественный образ рождения. Сам Бог сотворил Себе плоть из чистых девственных кровей Пресвятой Девы Марии. «Если бы Он происходил из семени, тогда Он не был бы Начальником и Вождем новой и отнюдь нестареющей жизни, и будучи старой чеканки, не было бы Ему возможности восприять в Себе полноту чистого Божества, и сделать свою плоть неистощимым источником освящения, так чтобы преизбытком силы смыть прародительское осквернение, и стать довлеющим для освящения всех последующих» [9, с.37]. В воплощении Бога, св. Григорий Палама видит доказательство чистоты человеческой природы, что она не в самой себе имеет порчу. Естество человека настолько вне греха, что было возможно соединить его с Собой в ипостаси. По мнению же ев. Григорий Богослова, душа и тело Пресвятой Девы были еще и предочищены Святым Духом.
Утверждая Божество Спасителя, св. Григорий Богослов говорит о двух рождениях Слова: «Он родился, но и прежде был рожден, родился от жены, но и от Девы, родился человечески, рожден Божески, здесь без отца, но и там без матери, а все сие знак Божества» [4, с.21]. Человеческое тело Бог принимает, по словам св. Афанасия Великого, как «орудие спасения». Слово воплощается, чтобы «став Сыном человеческим и участником смертности, соделать людей сынами Божиими, сделав их общниками божественного бессмертия» [9, с.39].
Воплощением Слово не прияло на Себя скверн, того первородного греха, которому была подвержена и Богородица в силу естественного рождения, но «напротив того, будучи нетленным, оживотворило и очистило и смертное тело» [1, с.7]. В воплощении Господь приял только корень (то есть само лишь естество) человеческого рода, но не грех, и таким образом воистину наименовался Новым Адамом. В Адаме зло как бы приросло человеческой природе. «Посему явился Новый Адам – Христос, Который, как говорит Исаия, греха не сотворил и не помыслил», и во «во Христе явившаяся чистота была Им присвоена самому человеческому естеству» [9, с.38]. Человеческая природа Господа, никогда не существовавшая отдельно, была обожена уже в момент зачатия. На причинах, вызвавших необходимость Боговоплощения подробно останавливается св. Афанасий Великий.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.