Святые Отцы сравнивают Искупление с делом творения. Сущность Искупления заключается в том, что Христос «примирил человека с Богом Отцом, примиряя нас с Собою через тело плоти Своей и искупил нас Своею Кровью» (Евр.1,7). Окончился период исхождения от Отца через Сына к Святому Духу, начавшийся творениям мира. Новый этап характеризуется восхождением от Духа Святого через Сына к Отцу. По святым Отцам в Искуплении нет ни заслуг, ни удовлетворения, а только одна любовь, восстанавливающая нарушенное грехом единение. Спасение – дар Божий, ничего не принесши от себя, мы подняты на высоту. В православной сотериологии устанавливается тесная связь между внутренней нравственной жизнью человека и спасением, и отводится место для участия самого человека в процессе примирения человека с Богом. Такова воля Божия, чтобы человек и сам потрудился для своего спасения. Поэтому, упразднив смерть, говорит св. Григорий Палама, Он допустил, чтобы она еще осталась для Его (верных), а вместе с нею допустил быть и другим бедствиям. Диавол побежден, «однако допускается ему нападать извне, чтобы человек, обновленный, согласно Новому Завету, то есть Евангелию Христову, живя в доброделании и покаянии, и призирая удовольствия жизни, перенося же страдания, и закаляясь в нападениях врага, уготовал себя в сем веке к вмещению нетления и оных будущих благ, которые будут соответствовать будущему веку» [9, с.42].
Господь основал Церковь, в Таинствах которой происходит исцеление и освящение человеческого естества. Уже в земной жизни человек через Крещений получает начаток будущей жизни. Святые Отцы говорят о Крещении как о новом рождении, в котором божественная благодать возрождает и воссоздает людей, «как сущих уже не от ветхого Адама, от которого они навлекли на себя проклятие, но имущих рождение от Нового Адама», «на всех возрожденных Им переходит благодать вечной небесной жизни» [9, с.39]. Человек уже не чадо плоти, а чадо Божие. По св. Григорию Паламе в Таинствах сообщается нетварная благодать обожения. Святой пишет о трех ступенях обновления человека во Христе. Крещение – это начало воскресения, человек становится причастником Крестной смерти Господа, и раздирается рукописание его грехов. Изгнанный из души человеческой благодатью Святого Духа диавол может нападать теперь только извне. Вторая ступень – это «возобновлённая жизнь» христианина, а третья – это будущее совершенное и прочное усыновление «сущее в паки бытие и воскресение из мертвых». Когда «рожденные и вскормленные о Христе и пришедшие, насколько это возможно, в меру возраста исполнения Христа, блаженно сподобятся сияния и сами, согласно написанному, воссияют, как солнце, в Царстве». Искупленные, и «ради
безгрешности во Христе нашего естества, – пишет св. Григорий Палама, – мы стали чадами благоволения ... и возлюбленными Его, и небо отверсто для нас, когда Воздвигший из мертвых, оживит и наши смертные тела, через обитающего в нас Духа Его» [9, с.39].
Усвоение дарованного во Христе спасения св. Григорий Богослов уподобляет бегству из Египта. От «мрачного гонителя – греха, бежим от Фараона, невидимого мучителя и от немилосердных приставников, переселяясь в горний мир, освобождаемся от брения и плинфоделания, от состава сей тленной и поползновенной плоти» [5, с.25]. Жизнь человеческую св. Григорий Богослов сравнивает с ночью, по прошествии которой нет очищения. В этой ночи «закалается Агнец, и честною кровью печатлеются дела и ум, или сила и деятельность – сии подвои наших дверей» [5, с.25]. В Таинстве Евхаристии созидается новое спасенное человечество, и Христос разрушает греховную тьму века сего. Св. Григорий Богослов говорит о хранении веры – «да не отвердеем в соляной столп от возвращения к худшему». Веру он уподобляет жезлу, который является опорой всей жизни, «чтобы ты не преткнулся мыслью, когда слышишь о крови, страданиях и смерти Бога, и думая стать защитником Божиим, не впал в безбожие. Напротив того смело и не сомневаясь ешь Тело и пей Кровь, если желаешь жизни... поставь ноги во дворех Иерусалима (Пс.121,2), утверди на камне, да не подвижутся стопы твои (Пс.16, 5) шествуя по Богу» [5, с.26]. В последовании Христу, в познании тайн Христовых видели святые Отцы путь усвоения спасения, да «ни мало и ничего не убоимся, подвизаясь за Троицу и с Троицей» [5, с.28].
Отцами Древней Церкви, при благодатном озарении их Святым Духом, была построена православная антропология и сотериология. Дело Искупления рассматривалось ими преимущественно под «физическим углом», как исцеление и освящение человеческой природы, в явлении любви и милосердия Божия. Святой Григорий Палама выразил общую всем Отцам мысль: «Если бы Он не воплотился и не пострадал плотию, и не воскрес, и не вознесся ради нас, мы бы не познали бездну любви к нам Бога» [9, с.39].
Святые Отцы показали связь Домостроительства нашего спасения с Таинствами Церкви. Домостроительство продолжается в Таинствах, и вечная жизнь начинается уже на земле. Человек соединяется со Христом через Таинства и молитву, и соединение это продолжается и после смерти.
ЛИТЕРАТУРА
Святоотеческие тексты догматического содержания. Хрестоматия к спецкурсу по догматическому богословию. ПСТБИ, М., 1999.
1. Свт. Афанасий Великий. Слово о воплощении Бога-Слова и о пришествии Его к нам во плоти.
2. Свт. Василий Великий. Письмо 38. К Григорию брату.
3. Свт. Василий Великий. Письмо 226 (234). К Амфилохию.
4. Свт. Григорий Богослов. Слово 29. О богословии 3, о Боге сыне первое.
5. Свт. Григорий Богослов. Слово 45, на св. Пасху.
6. Свт. Григорий Богослов. Послание 3, к пресвитеру Кледонию, против Аполлинария – первое.
6. Преп. Максим Исповедник. Вопросы к Фалассию. Вопрос XXI.
7. Преп. Максим Исповедник. Вопросы к Фалассию. Вопрос ХLII.
8. Свт. Григорий Палама. Омилии 16, о Домостроительстве Воплощения Господа нашего Иисуса Христа.
Оценка – 5. Захаров.
[L.D.1]Здесь говорится не о личности, а о зн-х
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.