Св. Афанасий Великий, «Слово о воплощении Бога Слова и о пришествии Его к нам во плоти», страница 4

Позорная смерть Спасителя на Кресте была особенно тяжела для пони­мания просвещенным языческим сознанием. Господь принимает смерть ужа­с­­ную и бесчестную, ту, которую измыслили для Него враги. Но прини­ма­ет эту смерть не по бессилию Своему, поясняет св. Афанасий, а потому что так полезнее было для людей. У Господа главной целью было Воскресение, кото­рое Он имел совершить. Поэтому и смерть совершилась на виду у всех. Из­бав­ляя от клятвы, принимает смерть, бывшую под клятвой, ибо сказано в Законе: «проклят висяй на древе» (Втор. 21,23). И свершилось удиви­тель­ное: думали нанести смерть бесчестную, но она-то и послужила знамением побе­ды над смертью. Своими распростертыми руками совершил Господь приз­ва­ние всех людей, как и сказал о Себе: «когда вознесен буду, вся прив­леку к Се­бе» (Ин. 12,32). Господь низложил диавола и духов злобы, обита­ю­щих в по­днебесной, потому и принимет смерть в воздухе, вися на Кресте. А в том, что тело Господа осталось целостным, святитель видит знамение недели­мос­ти Церкви.

Чтобы уверить в Своем Воскресении, дает увериться в смерти тела, и в третий день показывает его нетленным. «Сам Божий Сын показал, что тело, в продолжении трех дней бывшее мертвым, бессмертно и нетленно. И для всех людей стало явно, что тело умерло не по немощи естества все­лив­ше­го­ся Сло­ва, но для уничтожения в нем смерти силою Спасителя» [1, с. 10].

Для Творца ничто сотворенное не заключено, а люди нуждались в от­вер­стии врат, имели в том нужду мы, которых возносил Он собственным те­лом Своим, пролагая всем путь к восхождению на небо. Господь Вознесся в человеческом теле, вознося с Собою и знамение победы над смертью, т.е. яв­ленное в теле нетление и непричастность страданию. Что смерть со­к­ру­ше­на, пишет святитель, удостоверяло впоследствии и отношение к ней уче­ни­ков Его, и бесчисленного числа мучеников. «Ибо несомненно знают, что уме­р­шие не погибают, но живы, и чрез воскресение сделаются нетленными» [1, с.10].

В «Слове о воплощении» св. Афанасий обосновывает христианское уче­­ние о спасении. Боговоплощение – это ядро христианской веры, поэ­то­му подробно разъясняя каждую свою мысль, св. Афанасий силой своей веры убеждает и обращает к подлинно христианской жизни – жизни по вере. Спа­сение стало возможно только через возрождение человеческой природы при соединение с природой Божественной в таинстве Боговоплощения. Спасти, «обожить» человека мог только воплотившийся Бог. Святым Афанасием бы­ла высказана классическая мысль, присутствующая у многих христианских писателей и до него, и особенно ясно у св. Иринея Лионского об обожениии человека как главном смысле Боговоплощения – Бог вочеловечился, чтобы человек обожился.

Онтологический подход и глубина сотериологических воз­зрений св. Афа­насия заложили фундамент всей последующей православной антропо­ло­гии и сотериологии. Мысль об обожении стала руководящей в пра­во­славном богословии. По пути стяжания Святого Духа, т.е. «обожения» пой­дет и вся православная мистическая традиция. Святой Афанасий проло­жил путь Вели­ким Каппадокийским Отцам. Уже при жизни, за чистоту ве­ры, св. Афанасия называли Отцом Православия.

Литература:

1.  Свт. Афанасий Великий. Слово о воплощении Бога-Слова и о пришествии Его к нам во плоти. Святоотеческие тексты догматического содержания. Хрестоматия к спецкурсу по догматическому богословию. ПСТБИ, М., 1999.



Оценка – 3. Захаров.

Работа написана методологически неверно. Вы пересказываете текст, а необходимо ответить на конкретные вопросы.
Православный Свято-Тихоновский Богословский Институт

IV курс, заочное отделение

Миссионерский факультет

Догматическое богословие

(Спецкурс)

Святоотеческая

сотериология.

Дашко Лия

Москва 2003 год.


ПЛАН

1.  Введение: Святоотеческое Предание в оформлении учения о спасении.

2.  Основная часть: Божественное домостроительство.

2.1.  Святоотеческая антропология.

2.2.  Домостроительство спасения до Боговоплощения.

2.3.  Домостроительство Сына Божия.

2.3.1.  участие всех Лиц Пресвятой Троицы.

2.3.2.  Боговоплощение.

2.3.3.  о двух природах в единстве Личности Богочеловека.

2.3.4.  исцеление человеческой природы во Христе.

2.3.5.  о земном служении Сына Божия.

2.3.6.  Крестная Жертва.

2.3.7.  сошествии Господа во ад.

2.3.8.  Воскресение, Вознесение и сидение одесную Отца.

2.4.  Усвоение дарованного во Христе спасения.

3.  Заключение: Спасение – явление любви и милосердия Божия.

Догматическое оформление православного учения о спасении про­ис­хо­дило постепенно. Раскрывая различные аспекты православного веро­у­че­ния, святые Отцы исследовали и различные вопросы До­мостроительства спасе­ния. В триадологических, христологическйх, аскетических и гомилетических творениях свв. Отцов содержится очень много и сотериологических выска­зы­ваний. И хотя, в силу исторических обстоятельств, система догматического богословия, основанная на сотериологическом принципе построена не была, все православное богословие сотериологично, весь духовный опыт Церкви – это практика осуществления спасения.

Антропология.