Позорная смерть Спасителя на Кресте была особенно тяжела для понимания просвещенным языческим сознанием. Господь принимает смерть ужасную и бесчестную, ту, которую измыслили для Него враги. Но принимает эту смерть не по бессилию Своему, поясняет св. Афанасий, а потому что так полезнее было для людей. У Господа главной целью было Воскресение, которое Он имел совершить. Поэтому и смерть совершилась на виду у всех. Избавляя от клятвы, принимает смерть, бывшую под клятвой, ибо сказано в Законе: «проклят висяй на древе» (Втор. 21,23). И свершилось удивительное: думали нанести смерть бесчестную, но она-то и послужила знамением победы над смертью. Своими распростертыми руками совершил Господь призвание всех людей, как и сказал о Себе: «когда вознесен буду, вся привлеку к Себе» (Ин. 12,32). Господь низложил диавола и духов злобы, обитающих в поднебесной, потому и принимет смерть в воздухе, вися на Кресте. А в том, что тело Господа осталось целостным, святитель видит знамение неделимости Церкви.
Чтобы уверить в Своем Воскресении, дает увериться в смерти тела, и в третий день показывает его нетленным. «Сам Божий Сын показал, что тело, в продолжении трех дней бывшее мертвым, бессмертно и нетленно. И для всех людей стало явно, что тело умерло не по немощи естества вселившегося Слова, но для уничтожения в нем смерти силою Спасителя» [1, с. 10].
Для Творца ничто сотворенное не заключено, а люди нуждались в отверстии врат, имели в том нужду мы, которых возносил Он собственным телом Своим, пролагая всем путь к восхождению на небо. Господь Вознесся в человеческом теле, вознося с Собою и знамение победы над смертью, т.е. явленное в теле нетление и непричастность страданию. Что смерть сокрушена, пишет святитель, удостоверяло впоследствии и отношение к ней учеников Его, и бесчисленного числа мучеников. «Ибо несомненно знают, что умершие не погибают, но живы, и чрез воскресение сделаются нетленными» [1, с.10].
В «Слове о воплощении» св. Афанасий обосновывает христианское учение о спасении. Боговоплощение – это ядро христианской веры, поэтому подробно разъясняя каждую свою мысль, св. Афанасий силой своей веры убеждает и обращает к подлинно христианской жизни – жизни по вере. Спасение стало возможно только через возрождение человеческой природы при соединение с природой Божественной в таинстве Боговоплощения. Спасти, «обожить» человека мог только воплотившийся Бог. Святым Афанасием была высказана классическая мысль, присутствующая у многих христианских писателей и до него, и особенно ясно у св. Иринея Лионского об обожениии человека как главном смысле Боговоплощения – Бог вочеловечился, чтобы человек обожился.
Онтологический подход и глубина сотериологических воззрений св. Афанасия заложили фундамент всей последующей православной антропологии и сотериологии. Мысль об обожении стала руководящей в православном богословии. По пути стяжания Святого Духа, т.е. «обожения» пойдет и вся православная мистическая традиция. Святой Афанасий проложил путь Великим Каппадокийским Отцам. Уже при жизни, за чистоту веры, св. Афанасия называли Отцом Православия.
Литература:
1. Свт. Афанасий Великий. Слово о воплощении Бога-Слова и о пришествии Его к нам во плоти. Святоотеческие тексты догматического содержания. Хрестоматия к спецкурсу по догматическому богословию. ПСТБИ, М., 1999.
Оценка – 3. Захаров.
Работа написана методологически неверно.
Вы пересказываете текст, а необходимо ответить на конкретные вопросы.
Православный
Свято-Тихоновский Богословский Институт
IV курс, заочное отделение
Миссионерский факультет
Догматическое богословие
(Спецкурс)
Святоотеческая
сотериология.
Москва 2003 год.
ПЛАН
1. Введение: Святоотеческое Предание в оформлении учения о спасении.
2. Основная часть: Божественное домостроительство.
2.1. Святоотеческая антропология.
2.2. Домостроительство спасения до Боговоплощения.
2.3. Домостроительство Сына Божия.
2.3.1. участие всех Лиц Пресвятой Троицы.
2.3.2. Боговоплощение.
2.3.3. о двух природах в единстве Личности Богочеловека.
2.3.4. исцеление человеческой природы во Христе.
2.3.5. о земном служении Сына Божия.
2.3.6. Крестная Жертва.
2.3.7. сошествии Господа во ад.
2.3.8. Воскресение, Вознесение и сидение одесную Отца.
2.4. Усвоение дарованного во Христе спасения.
3. Заключение: Спасение – явление любви и милосердия Божия.
Догматическое оформление православного учения о спасении происходило постепенно. Раскрывая различные аспекты православного вероучения, святые Отцы исследовали и различные вопросы Домостроительства спасения. В триадологических, христологическйх, аскетических и гомилетических творениях свв. Отцов содержится очень много и сотериологических высказываний. И хотя, в силу исторических обстоятельств, система догматического богословия, основанная на сотериологическом принципе построена не была, все православное богословие сотериологично, весь духовный опыт Церкви – это практика осуществления спасения.
Антропология.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.