Закон не может быть отменен прежде его исполнения. Смерть могла быть разрушена только воскресением, а воскресение возможно только после смерти. Слову надлежало и тление привести в нетление и соблюсти справедливость, закону о нетлении людей положить конец тем, что власть его исполнилась на Господнем теле. «Посему-то бесплотное, нетленное, невещественное Божие Слово приходит в нашу область, от которой и прежде не было далеким, потому что ни одна часть творения не осталась лишенной Его, но, пребывая со Отцем Своим, наполняет Оно и всю вселенную во всех частях ея» [1, с.4].
Св. Афанасий проводит мысль, что не Бог оставил человека, а человек отвернулся от Бога. И при этом Слово сжалилось, умилосердилось над немощью нашей, снизошло к нашему тлению. И не просто снизошло, а приемлет на Себя тело, и тело не чуждое нашему. Слово знало, что тление не иначе могло быть прекращено в людях, как только непременно смертью, умереть же Слову, как бессмертному и Отчему Сыну, было невозможно. Тленное и смертное человеческое тело Господь принимает «как орудие нашего спасения», становясь по одной Своей природе способным принять смерть. Тело, принятое от пречистой, нерастленной, неискусомужней Девы, как жертву и заклание, свободное от всякой скверны приносит Он на смерть, и этой Жертвой искупает всех подобных. «Ибо Слово Божие, будучи превыше всех, и Свой храм, Свое телесное орудие, принося в искупительную за всех цену, смертию Своею совершенно выполнило должное, и таким образом, посредством подобного тела со всеми сопребывая, нетленный Божий Сын, как и следовало, всех облек в нетление обетованием воскресения» [1, с.4]. Великая честь, говорит св. Афанасий, была оказана людям, погиб бы род человеческий, если бы Владыка и Спаситель всех, Сын Божий, не пришел положить конец смерти.
Боговоплощение св. Афанасий сравнивает с вселением в какой-нибудь город великого Царя, когда никакой разбойник уже не смеет нападать и разорять его. Так и воплощением Слова, прекратились вражеские злоумышления против людей, и тление не имеет больше власти над людьми, ради Слова вселившегося в них посредством единого тела. «Ибо ныне, уже не как осужденные умираем, но как имеющие восстать, ожидаем общего всем воскресения, которое во время свое явит совершивший его даровавший Бог» [1, с.5].
Оживотворение человечества, спасение его от уничтожения в смерти называет св. Афанасий главной причиной Боговоплощения.
Св. Афанасий пишет, что по своим естественным свойствам человек не способен к богопознанию, самой по себе твари не дано сил, чтобы познавать Творца «потому что Бог нерожден, а твари произошли из ничего, Бог бесплотен, а твари созданы где-то долу, и вообще, всему сотворенному много не достает к уразумению и ведению» [1, с.5]. Но человек тем и отличается от бессловесных тварей, что, по милости Творца, наделен он способностью познавать Бога. Люди были сотворены для богопознания, поэтому Благий и сообщает им «собственный Свой образ, – Господа нашего Иисуса Христа, и творит их по образу и по подобию Своему, чтобы при такой благодати, представляя себе Образ, разумею же Отчее Слово, могли приобретать понятие о самом Отце, и познавая Творца, жить благополучною и подлинно блаженною жизнью» [1, с.5].
Св. Афанасий говорит, что уже одного образа Божия в человеке достаточно было для того, чтобы привести к познанию Бога-Слова, и через Него к познанию Отца, люди могли познавать Бога в самих себе. Перед их глазами были дела творения, «взирая на величие неба и рассматривая стройность творения, можно было людям познавать и Вождя твари – Отчее Слово, Которое Своим о всем промышлением всем дает познавать и Отца, и для того приводит вселенную в движение, чтобы все через Него познавали Бога» [1, с.5]. Но так как люди обленились возводить взор на небо и познавать Творца, дает им Закон и посылает Пророков, чтобы близ себя имели учение, потому что люди всего ближе могут учиться лучшему у людей же. Св. Афанасий подчеркивает, что не для одних иудеев был дан Закон, и не для них одних посылались Пророки, но для целой вселенной служили священным училищем ведения о Боге и внутренней жизни. Но люди побеждаемые минутными удовольствиями, бесовскими мечтаниями и прелестями, не возвели взора к истине, но обременяли себя еще большим числом зол и грехов, идолобесие и безбожие овладели вселенной и скрыто стало ведение о Боге. Утрата ведения об истинном Боге равнозначна была утрате словесности и по нравам можно было признать их бессловесными.
Бог сотворил людей для Себя, пишет св. Афанасий Великий, и не мог допустить, чтобы, обольщаемое бесами, гибло любимое Его творение. И чему надлежало совершиться, как не обновлению созданного по Образу, чтобы через этот Образ люди опять могли познать Бога. Не могло это совершиться ни через людей, ни через Ангелов. Потому и понадобилось воплощение Слова, чтобы Ему, как Отчему Образу, можно было воссоздать по образу сотворенного человека.
Не совершилось бы это, если бы не были уничтожены смерть и тление. Ради образа Божия в человеке оживотворена и восстановлена была человеческая природа. Для разъяснения этого св. Афанасий использует образное сравнение. Человек – это икона Бога. И как на иконе, покрывшейся копотью, затемнен был грехами образ Божий в человеке. Но ради лика, изображенного на ней, само вещество, на котором она написана, не бросается, но восстанавливается. Бог воплотился, чтобы возродить и воссоздать в душе человеческой то, что «по образу».
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.