Св. Афанасий Великий, «Слово о воплощении Бога Слова и о пришествии Его к нам во плоти», страница 5

Православная сотериология тесно связана с антропологией, с учением о тво­рении и назначении человека, о его грехопадении, и состоянии чело­ве­чес­кой природы, обновленной Христом. Антропология святых Отцов укоренена в библейском Откровении. «Бог благ» и «источник благости», и мир творится по свойству высшей Благости, «чтобы благо разливалось и шло далее и да­лее, чтобы число облагодетельствованных было как можно больше» [5, с.23]. Свв. Отцы говорят об особой облагодатствованности человека. В нем, по сло­вам св. Григория Богослова, Бог соединил мир видимый и невидимый – «из со­творенного вещества взяв тело, а от Себя вложил жизнь (что в слове Божи­ем известно под именем души и образа Божия)» [5, с.23]. Бог создает «царя над тем, что на земле, подчиненного горнему царству, земного и небесного, временного и бессмертного, видимого и умопостигаемого, ангела, который занимает середину между величием и низостью, один и тот же дух и плоть» [5, с.23]. Человек был сотворен для богообщения и боговедения. «Потому-то, чтобы люди не оставались в неведении Бога, – пишет св. Афанасий Великий, – как Благий, сообщает им собственный Свой образ – Господа нашего Иисуса Христа, и творит их по образу и подобию Своему, чтобы при такой благода­ти, представляя себе Образ, разумею же Отчее Слово, могли приобретать по­нятие о самом Отце, и познавая Творца, жить благополучной и подлинно бла­женной жизнью» [1, с.5].

Святые Отцы избегали точных определений относительно библейского выражения «по образу Божию», чтобы предохранить тайну образа Божест­вен­ного бытия и его отображения в человеке, но высказывали разные пред­по­ложения. Св. Афанасий Великий видит этот образ в даре словесности: «не создал их просто, как всех бессловесных животных на земле, но сотворил их по образу Своему, сообщив им и силу собственного Слова Своего, чтобы, имея в себе как бы некие оттенки Слова и став словесными, могли пребывать в блаженстве, живя истинной жизнью, и в подлинном смысле – жизнью свя­тых в раю» [1, с.2].

Человек изначально был предназначен, через уподобление, достигать обожения. Созданный из тленных начал мира, он мог в своей устремлен­нос­ти к Богу обрести бессмертие. Но люди уклонились от назначенной цели, и сами для себя стали виновниками тления и смерти. По св. Максиму Испо­вед­ни­ку, смысл грехопадения состоял в том, что «произволение естественного разума в Адаме подверглось тлению, а вместе с ним истлело о естество, отка­зав­шись от благодати нетления» [8, с.34]. Анализируя грех Адама, он выде­ля­ет две его составляющие: во-первых, отпадение произволения от блага ко злу, во-вторых, следствие первого, и «не могущее (в Адаме) вызвать пори­ца­ния» как Божественное установление – изменение естества из нетления в тле­ние, Это изменение всей человеческой природы, которое стало следствием гре­хопадения есть наследственный первородный грех.

Человек справедливо был оставлен Богом, потому что первый оставил Его, преступив заповедь. «Ибо, если некогда по природе быв ничто, про­из­ве­ден­ные в бытие явлением и человеколюбием Слова, то следовало, чтобы в лю­дях, по истощении в них Понятия о Боге и по уклонении к не-сущему (ибо зло есть не-сущее, а добро есть сущее, как происшедшее от Сущего Бога), ис­тощилось и продолжающееся навсегда бытие» [1, с.2].

Бог смерти не творит, «но по зависти лукавого, и по справедливому до­пу­щению Благого (Бога) человек ввел смерть в мир, которая вследствие Пре­вос­ходящей злобы злоначальника и стала сугубой» [9, с.36]. Св. Григорий Па­лама пишет о той духовной смерти, которая немедленно последовала за гре­хопадением: «ибо как оставление тела душой и отделение от него, явля­ет­ся смертью тела, так оставление души Богом и отделение от Него является смертью души» [9, с.37]. Мертвая душа, по словам святителя, «не только ста­новится инертной в отношении благой деятельности, но и сама по себе стано­вится деятельной в дурном отношении» [9, с.37-38].

Тление и смерть стали законом человеческой жизни. Но в смерти свв. От­цы видели явление благости Божией. Закон смерти Бог поставил в пресе­че­ние греха, чтобы зло не стало бессмертным. Преп. Максим Исповедник го­во­рит о том, что немощь человеческого естества, произошедшая вследствие гре­хопа­де­ния, часто становится препятствием для осуществления греха на де­ле, и, по мыс­ли св. Афанасия Великого, смерть служит для нашей поль­зы и для на­ше­го спасения. «Таким образом, само наказание делается че­ло­веколюбием» [5, с.23].

Св. Афанасий пишет, что после грехопадения человек вернулся в свое естественное состояние, а св. Григорий Палама называет это состояние ниже­естественным, потому что по образу рождения человек уподобился бес­сло­вес­ным тварям. Святой Отец говорит, что в грехопадении человек ниспал да­же ниже диавола. Грехопадение исказило первозданное состояние чело­ве­чес­кой природы, и это положило преграду между человеком и Богом – через грех человек делается «изгнанником, удаляемым в одно время и от древа жиз­ни, и из Рая, и от Бога, облекается в кожаные ризы (может быть в гру­бей­шую, смертную и противоборствующую плоть)» [5, с.23]. Преп. Максим Ис­по­ведник характеризует это новое состояние как естественную страстность. Преступлением Адама в природу человеческую вошел грех, а через грех – страстность по рождению. Страстное рождение стало проводником перво­род­ного греха, на почве которого возросло множество личных грехов.

Домостроительство спасения до Боговоплощения.