Православная сотериология тесно связана с антропологией, с учением о творении и назначении человека, о его грехопадении, и состоянии человеческой природы, обновленной Христом. Антропология святых Отцов укоренена в библейском Откровении. «Бог благ» и «источник благости», и мир творится по свойству высшей Благости, «чтобы благо разливалось и шло далее и далее, чтобы число облагодетельствованных было как можно больше» [5, с.23]. Свв. Отцы говорят об особой облагодатствованности человека. В нем, по словам св. Григория Богослова, Бог соединил мир видимый и невидимый – «из сотворенного вещества взяв тело, а от Себя вложил жизнь (что в слове Божием известно под именем души и образа Божия)» [5, с.23]. Бог создает «царя над тем, что на земле, подчиненного горнему царству, земного и небесного, временного и бессмертного, видимого и умопостигаемого, ангела, который занимает середину между величием и низостью, один и тот же дух и плоть» [5, с.23]. Человек был сотворен для богообщения и боговедения. «Потому-то, чтобы люди не оставались в неведении Бога, – пишет св. Афанасий Великий, – как Благий, сообщает им собственный Свой образ – Господа нашего Иисуса Христа, и творит их по образу и подобию Своему, чтобы при такой благодати, представляя себе Образ, разумею же Отчее Слово, могли приобретать понятие о самом Отце, и познавая Творца, жить благополучной и подлинно блаженной жизнью» [1, с.5].
Святые Отцы избегали точных определений относительно библейского выражения «по образу Божию», чтобы предохранить тайну образа Божественного бытия и его отображения в человеке, но высказывали разные предположения. Св. Афанасий Великий видит этот образ в даре словесности: «не создал их просто, как всех бессловесных животных на земле, но сотворил их по образу Своему, сообщив им и силу собственного Слова Своего, чтобы, имея в себе как бы некие оттенки Слова и став словесными, могли пребывать в блаженстве, живя истинной жизнью, и в подлинном смысле – жизнью святых в раю» [1, с.2].
Человек изначально был предназначен, через уподобление, достигать обожения. Созданный из тленных начал мира, он мог в своей устремленности к Богу обрести бессмертие. Но люди уклонились от назначенной цели, и сами для себя стали виновниками тления и смерти. По св. Максиму Исповеднику, смысл грехопадения состоял в том, что «произволение естественного разума в Адаме подверглось тлению, а вместе с ним истлело о естество, отказавшись от благодати нетления» [8, с.34]. Анализируя грех Адама, он выделяет две его составляющие: во-первых, отпадение произволения от блага ко злу, во-вторых, следствие первого, и «не могущее (в Адаме) вызвать порицания» как Божественное установление – изменение естества из нетления в тление, Это изменение всей человеческой природы, которое стало следствием грехопадения есть наследственный первородный грех.
Человек справедливо был оставлен Богом, потому что первый оставил Его, преступив заповедь. «Ибо, если некогда по природе быв ничто, произведенные в бытие явлением и человеколюбием Слова, то следовало, чтобы в людях, по истощении в них Понятия о Боге и по уклонении к не-сущему (ибо зло есть не-сущее, а добро есть сущее, как происшедшее от Сущего Бога), истощилось и продолжающееся навсегда бытие» [1, с.2].
Бог смерти не творит, «но по зависти лукавого, и по справедливому допущению Благого (Бога) человек ввел смерть в мир, которая вследствие Превосходящей злобы злоначальника и стала сугубой» [9, с.36]. Св. Григорий Палама пишет о той духовной смерти, которая немедленно последовала за грехопадением: «ибо как оставление тела душой и отделение от него, является смертью тела, так оставление души Богом и отделение от Него является смертью души» [9, с.37]. Мертвая душа, по словам святителя, «не только становится инертной в отношении благой деятельности, но и сама по себе становится деятельной в дурном отношении» [9, с.37-38].
Тление и смерть стали законом человеческой жизни. Но в смерти свв. Отцы видели явление благости Божией. Закон смерти Бог поставил в пресечение греха, чтобы зло не стало бессмертным. Преп. Максим Исповедник говорит о том, что немощь человеческого естества, произошедшая вследствие грехопадения, часто становится препятствием для осуществления греха на деле, и, по мысли св. Афанасия Великого, смерть служит для нашей пользы и для нашего спасения. «Таким образом, само наказание делается человеколюбием» [5, с.23].
Св. Афанасий пишет, что после грехопадения человек вернулся в свое естественное состояние, а св. Григорий Палама называет это состояние нижеестественным, потому что по образу рождения человек уподобился бессловесным тварям. Святой Отец говорит, что в грехопадении человек ниспал даже ниже диавола. Грехопадение исказило первозданное состояние человеческой природы, и это положило преграду между человеком и Богом – через грех человек делается «изгнанником, удаляемым в одно время и от древа жизни, и из Рая, и от Бога, облекается в кожаные ризы (может быть в грубейшую, смертную и противоборствующую плоть)» [5, с.23]. Преп. Максим Исповедник характеризует это новое состояние как естественную страстность. Преступлением Адама в природу человеческую вошел грех, а через грех – страстность по рождению. Страстное рождение стало проводником первородного греха, на почве которого возросло множество личных грехов.
Домостроительство спасения до Боговоплощения.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.