Идолобесие овладело вселенной и все были душевно поражены, приведены в смятение бесовской прелестью. Св. Афанасий говорит, что с утратой боговедения, человек утратил и знание самого себя, душевной болезнью неведения поражены было все. И только через Боговоплощение можно было переуверить человеческую душу и человеческий ум и научить вселенную об Отце. Только Бог, Который видит и душу и ум человека, мог возобновить в людях знание о Боге. Ни в своей больной душе, ни в делах творения не способен стал человек увидеть Творца, потому что очи их устремлены были уже не горе, но долу. «Как добрый учитель, попечительный об учениках своих, снисходя к тем, которые неспособны воспользоваться высшими познаниями, преподает им познания низшие, так поступило и Божие Слово» [1, с.6]. Поскольку мысль человека уклонилась от умозрения Бога и ниспала в чувственное, Бог становится видимым, чтобы обратить на Себя чувства их, и делами Своими убедить их, наконец, что Он – не только человек, но и Бог, Слово и Премудрость истинного Бога.
Спасительной для людей была не только смерть, но и вся жизнь Господа, поэтому, пишет св. Афанасий, не тот же час совершает Он жертву за всех и предает тело Свое на смерть, но Своим учением и чудесами, приводит Он людей к вере в истинного Бога. Бог живет среди людей, чтобы предполагающие Бога в телесном, из того, что Господь производит телесными Своими делами, уразумели истину, и через Него дошли до мысли об Отце. Спаситель являет Свою власть над миром, чтобы люди уразумели, что Он единственный у людей Спаситель – Сын Божий, а Воскресением Своим, что Он один есть всемогущий Бог – Отчее Слово, владычествующее и над смертью.
Божественная природа не претерпела никакого изменения от воплощения, не приняла на себя никаких человеческих свойств. Святитель говорит о Христе как о единой Божественной Личности[L.D.1] . Как Бог «по сущности Он вне всего, однако же силами Своими присущ во всём, все благоустрояет, на все и во всем простирает Свое промышление, оживотворяет и каждую тварь и все твари в совокупности, объемля целую вселенную, и не объемлясь ею, но всецело пребывая в едином Отце Своем» [1,с.7]. Этим св. Афанасий говорит, что, хотя Воплотившимся был Сын Божий, в Домостроительстве спасения участвует вся Пресвятая Троица.
Давая познавать Себя в теле, Божество не связывается телом, не происходит ни смешения, ни слияния природ, Оно не страдало и, прибывая в теле, не сквернилось. Стараясь объяснить возможность соединения природы человеческой и Божественной, св. Афанасий использует образ Солнца, говоря, что как солнце на небе не сквернится прикосновением к земным телам и не омрачается тьмою, а напротив того, само их освещает и очищает, так и Слово Божие не прияло на Себя скверн, а напротив, будучи нетленным оживотворяло и очищало и смертное тело. Будучи совершенным Богом, Христос был и совершенным человеком. Уже в момент зачатия природа человеческая была освящена. Восприняв плоть от Пречистой Девы Марии, Божество не прияло на Себя скверны, а, напротив того, будучи нетленным, оживотворило и очистило и смертное тело. Сверхъестественным образом рождения, Господь был непричастен первородному греху, и как следствие этого лично безгрешен. Но человечество Его не было мнимым, Он принял телесную природу в том состоянии, в котором она находилась после грехопадения прародителей, со всеми его последствиями. Воспринятое тело, которое вкушало пищу, родилось, страдало, было телом не кого-либо другого, но Господа, поэтому, в силу единства Личности, прилично, пишет св. Афанасий, говорить о нем как о человеке, чтобы явствовало, что действительно, а не мечтательно имеет Он тело. Как невидимый Бог явил Себя видимым в делах творения, так Господь Иисус Христос в человеческом облике являл дела Божий. «Он очищал прокаженных, хромым давал силу ходить, глухим отверзал слух, слепых делал зрячими, вообще отгонял от людей всякие болезни и всякие немощи. А из этого всякий мог усмотреть Божество Его» [1, с.7].
Прежде чем перейти к главному событию Искупления, св. Афанасий Великий подводит итог предварительно сказанному, возвращаясь к причинам вызвавшим необходимость Боговоплощения: «преложить тленное в нетленное – не иному кому принадлежало, как Спасителю оного, и в начале сотворившему вселенную из ничего», «в людях воссоздать образ – не иному кому было свойственно, как Отчему Образу», «смертное воскресить бессмертным – не иному кому свойственно, как истинной жизни – Господу нашему Иисусу Христу», «научить об Отце, упразднить же идольское служение – не иному кому принадлежало, как вселенную приводящему в благоустройство Слову, единому, Единородному, истинному Отчему Сыну», «наконец надлежало заплатить долг, лежащий на всех» – «что и было главной причиной Его пришествия»[1, с.8].
Говоря о Крестной Жертве св. Афанасий употребляет юридические выражения, но останавливается прежде всего на природном аспекте. Тело Господа единосущное всем человеческим телам по природе было тленным и смертным. Но по причине снисшествия в него Слова пребывало вне тления – не было подвержено тому распаду, который происходит в человеческих телах после разлучения души с телом. По человеческой природе Христос принимает смерть, но как имеющий жизнь в Самом Себе, разрушает державу смерти и избавляет от смерти всех единосущных Его телу. И теперь «с прекращением и уничтожением тления, разрешаемся уже только на время, какое каждому определил Бог... Наподобие семян, ввергаемых в землю, мы разрешаясь не погибаем, но как посеянные воскреснем, потому что смерть упразднена благодатью Спасителя» [1, с.8].
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.