Крестная Жертва – это центральное событие Домостроительсва спасения, не являющееся изолированным действием, но кульминационным моментом. Человек был в рабстве у диавола, следовательно, была нужда в Жертве, примиряющей осквернившихся общением с лукавым. Св. Григорий Палама говорит о некой Божественной хитрости, когда Слово, воспользовавшись плотью, как приманкой, «Крестом поймав началозлобного змия, освободило от него весь порабощенный человеческий род» [9, с.40]. Грехами человечество загрязнило данную от Бога чистоту естества, «была нужда, – пишет св. Григорий, – в освящении, а освящение с самого начала совершается посредством жертвы Богу... посему явился единый чистый Христос, и Самого Себя принес Отцу, как Жертву», плоть Свою «принес Отцу как Жертву (начатки), ради освящения нас через наше же человеческое естество» [9, с.41]. Нужна была не только святая Жертва, и святой Архиерей.
Св. Григорий Богослов в ответ на вопрос, кому была принесена эта Жертва, говорит, что принесена она была Отцу, потому что «человеку нужно было освятиться человечеством Бога» [5, с.27]. Признавая Отца как Единое начало Св. Троицы, св. Григорий употребляет Его Имя вместо Имени Триединого Бога. Жертва была принесена всей Святой Троице, в том числе и Богу Отцу.
Окончательно догматическое учение о Крестной Жертве было сформулировано в XII веке на Константинопольском соборе 1156-1157гг. Собор 1157 г. явился первым Собором Восточной Церкви специально рассматривавшим вопрос о Евхаристии, против Сотириха, Василаки и их единомышленников, принадлежащих к партии латинствующих. Подвергшаяся на Соборе критике их схема Искупления очень похожа на западную концепцию. В ней выражено учение о принесении Жертвы одному Богу Отцу, догматизированное Тридентским собором, а так же положение о примирении нас с Отцом через Голгофскую Жертву. Главным деятелем, подготовившим и обосновавшим решения Собора 1157 года был еп. Мефонский Николай. В полемике с Сотирихом были выявлены два сотериологических принципа:
1) всякое действование Св. Троицы едино и нераздельно, если действует одна из Ипостасей Троицы, то в этом действии участвуют и другие. Этот принцип является общим для святых Отцов и проходит через все православное богословие.
2) вся Св. Троица участвует в Домостроительстве спасения.
Христос совлек с человечества все пагубные силы, «совлек их с Себя во время смерти, восторжествовав над ними (Кол.2, 15), когда они приступили к Нему для происков и сделал их посмешищем на Кресте при исходе души» [8, с.34]. Крестом человечеству было даровано полное освобождение от пленивших бесов и освящение и будущие обетования.
Крестной Жертвой человечество было разрешено от древней клятвы, пишет св. Афанасий Великий. Разрушая клятву, Господь принимает смерть, бывшую под клятвой, и делает орудие поругания «знамением победы над смертью». Христос взял на Себя греховное проклятие, чтобы даровать людям благословение Божие. Смысл Христовой Жертвы в примирении, восстановлении союза между Богом и человеком. Важнейшим следствием примирения стало дарование Святого Духа и усыновление людей Небесным Отцом. «Он искупил нас от вины, отпустив нам грехи, и рукописание их на Кресте разорвав», «мы – которые были раньше сосудами гнева (Божия), ныне, благодаря Ему, стали сосудами милости (Божией)» [9, с.42].
Спаситель пришел к концу времен, когда во аде томилось намного больше людей, чем имело родиться в будущем. После грехопадения прародителей, мертвые духом люди сходили во ад. Христос был единственным, кто сошел туда «духом живым», «Божественным светом осиявающий и излучающий живительную силу, чтобы просветить сидящих во тьме, и по духу оживотворить там (в аду) веровавших в Него» [9, с.42].
Воскресение Господа – залог всеобщего спасения. Воскресение, не ожидаемое еще, пишет св. Григорий Богослов, но уже свершившееся и примиряющее собою весь мир. Как диавол через свою смерть по духу произвел в нас сугубую смерть (и души и тела), так Христос, через единое Воскресение Своего тела, даровал нам сугубое воскресение.
Воскресение Господа стало окончательной победой над диаволом. Бог, говорит св. Григорий Палама, низложил диавола «сначала принципом правды» на Кресте, когда он напал на Него безгрешного, а затем уже силою в день Воскресения. Воскресло то самое тело, которое было воспринято в Воплощении. Чтобы убедить в этом, говорит св. Афанасий Великий, Господь и не замедлил в смерти дольше трех дней. Воскресла природа порабощенная грехом, потому что нужно было, чтобы побежденное стало победителем, нужно было воскресение не только по духу, но и по телу ради будущих людей, которые еще родятся. Своим Воскресением и Вознесением, Господь сделал для нас достоверною будущую вечную блаженную жизнь в полноте духовно-телесной природы. Вознесением Своим Он отверз для людей небо, и «возсевши одесную Отца в той самой плоти, которую ради нас носил и согласно которой умер, сделав достойными нас воскресения из мертвых, и возвращения на небо и наследие Царства» [9, с.42].
Усвоение даруемого во Христе спасения.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.