1. Догмат – это теологическая, богооткровенная истина, определяемая и преподаваемая Церковью, как непререкаемое и обязательное для всех верующих правило веры.
Слово «догмат» происходит от греческого глагола «δοκειν», что буквально означает «думать», «считать», «полагать», возможно, «верить», точнее от перфекта глагола «δεδογμη», что можно перевести на русский язык, как «определено», «положено», «решено», «установлено».
В античной греческой философии термин «догмат» понимался, как философские аксиомы. В Новом Завете мы встречаем этот термин, употребляемый в двух смыслах: во-первых, как некое постановление, например, указ кесаря Августа Октавиана о проведении переписи населения (Лк. 2,1) или постановления Апостольского Собора (Деян. 16,4). Но в послании ап. Павла (Кол. 2,14; Еф. 2,15) слово «догмат» употребляется в значении христианского учения во всей его полноте. «То, что мы сегодня называем догматом, возникает лишь в тот момент, когда истина Церкви подвергается опасности со стороны ереси» [1, с.45]. В IV в. термин «догмат» закрепляется за вероучительными истинами, а в дальнейшем только за теми из них, которые утверждались Вселенскими Соборами.
“Догматы суть истины веры, которые стоят выше человеческого опыта и превышают познавательные способности человеческого разума, поэтому дать им твёрдую опору и возвести их на степень несомненной достоверности может только Божественное Откровение” [2, с.20–21]. Как основанные на Божественном Откровении, они абсолютны и неизменны.
Богословское мнение – это суждения по вопросам веры, которые не имеют общецерковного признания. Они могут быть высказаны либо каким-то церковным органом (например, Собором), либо отделным богословом или группой богословов. В основном, это таинственные вопросы онтологии, трудноразрешимые в веке сем и не имеющие существенного значения для спасения человека.
По отношению к богословскому мнению применяются критерии:
q истинности, означающей его согласие со Священным Преданием;
q и его допустимости, т. е., непротиворечия Священному Преданию.
Теологумен представляет собой согласие отцов (consenсus patrum) по тому или иному вопросу христианского вероучения. Церковью принимается та часть святоотеческого учения, по которой имеется единодушное мнение всех или значительного большенства святых отцов. По второстепенным вопросам такого согласия может и не быть.
Догматическая формула – это словесное выражение онтологической, вероучительной истины. В отличии от самого догмата, содержание которого никакому изменению не подлежит, догматические формулы. в принципе, могут изменяться.
Богословский термин – это искусственно созданные понятия, не встречающиеся в Священном Писании, с совершенно точным содержанием, которые позволяют нам чётко выразить богооткровенную истину средствами человеческого языка. Например, «Троица», «Единосущие», «Богородица» и многие другие.
Догматическая система – это способ всестороннего изложения всего христианского вероучения, в котором все отдельные истины и положения представляют собой части, связанные в единое целое. Сокращённая система догматического богословия называется катехизисом.
К догматической системе предъявляются следующие требования:
q отсутствие внутренних противоречий;
q проведение чётких границ между собственно догматами и богословскими мнениями;
q наличие авторского текста.
2. «Теория догматического развития», автором которой является кардинал Ньюман, получила широкое распространение в Западной Церкви с середины XIX века и легко оправдывает многие её догматические нововведения. Она возникает в попытке ответить на вопрос о том, является ли появление догматов появлением новых вероучительных истин. Согласно этой теории Церковь обладает полнотой богооткровенной истины, которая для её соборного сознания является сокрытой до тех пор, пока богословская мысль не достигнет определённого развития и не сделает сокровенное явным для соборного церковного сознания. Такое понимание может привести к парадоксальным выводам, например, что святые Апостолы знали о Боге значительно меньше, чем любой современный богослов.
С православной точки зрения развитие догматической науки состоит в том, что однажды раз и навсегда открытая Господом истина, познанная Церковью, получает всё более точное словесное выражение.
3. Священное Писание в правослвном богословии понимается, как одна из форм Священного Предания. Архим. Софроний (Сахаров) так передаёт слова своего учителя – преп. Силуана Афонского: «…Предание объемлет собою всю жизнь Церкви настолько, что и самое Священное Писание является лишь одной из форм его… Форма эта является ценнейшей и по удобству сохранения её, и по удобству пользования ею; но изъятое из потока Священного Предания Писание не может быть понято, как должно, никакими научными исследованиям» [2, с 46]. «В историческом плане Священное Предание предшествовало Священному Писанию», поскольку до пророка Моисея не было письменности, а Христос и поначалу апостолы тоже проповедовали устно. «Записанное откровение (или Предание) позднее было собрано в канон Священного Писания» [3, с.31].
Изменения в понимании этого соотношения произошли в XX в. Прежде, под влиянием латинского богословия на православное, Писание рассматривалось, как часть Предания или самостоятельный источник вероучения. Писание противопоставлялось Преданию.
Одной из форм формального Предания является правило или исповедание веры. Оно «Составлялось обычно с целью более полно изложить отдельные положения вероучения, или же чтобы сформулировать учение Церкви по вопросам, вызывающим споры» [3, с.39] определённым автором или группой авторов.
Исповедания в отличии от Символов веры:
q обычно более пространные;
q часто имеют палемическую направленность;
q никогда не употреблялись в литургической жизни Церкви.
Древнейшее (260 – 265 гг.) Исповедание веры принадлежит свт. Григорию Неокесарийскому. Оно было хорошо известно отцам IV в. и одобрено VI Вселенским Собором. Изветны Исповедания свт. Василия Великого (IV в.), Краткий катехизис Анастасия Синаита (VI в.), Свт. Софрония Иерусалимского (VII), свт. Григория Паламы (1351 г.), свт. Марка Эфесского (Собор 1439 – 1440 гг.). Исповедание Свт. Афанасия Александрийского в действительности по свидетельству современной науки ему не принадлежит.
4. «Когда мы говорим, что Восточная Церковь верует во единаго Бога,.. то надобно разуметь здесь, что Он именуется единым не по числу, но всецело… одним именно в том смысле, что нет другого Бога» [4, с.77].
Истина единства Божия с несомненной ясностью запечатлена в Божественном Откровении. «Она составила самый коренной догмат Откровения ветхозаветного. «Я Господь, Бог твой, Который вывел тебя из земли Египетской, из дома рабства; да не будет у тебя других богов пред лицем Моим» (Исх. 20, 2–3) – такова первая заповедь, данная иудеям на Синае и послужившая основой всего Ветхого Завета.
Сам Бог говорит о Себе: «Видите ныне, (видите), что это Я, Я – и нет Бога кроме Меня» (Втор. 32, 39); «Я первый и Я последний и кроме Меня нет Бога… Есть ли Бог кроме Меня? нет другой твердыни» (Ис. 44, 6, 8) и множество подобных слов.
«В то же время, – говорит митр. Макарий, – пророки внушали израильтянам истину единства Божия и от собственногно лица» [4, c.78]. Так Моисей увещевал народ: «Господь, Бог наш, Господь един есть» (Втор. 6, 4). Псалмоповец Давид восклицает: «кто Бог, кроме Господа, и кто защита, кроме Бога нашего» (Пс.17, 32), «Ты, Боже, един Ты» (Пс. 85, 10).
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.