Молитва царя Иезекии «показывает, как понимали истину единства Божия и прочие иудеи, кроме самих посланников Иеговы» [4, с.79]: «Ты один Бог всех царств земли,.. И ныне, Господи Боже наш, спаси нас… и узнают все царства земли, что Ты, Господи, Бог один» (4 Цар. 19, 15, 19).
На основании некоторых мест Священного Писания Ветхого завета, называющих Бога Элохим (во множественном числе от Элоаг - Бог) (напр. Быт. 1, 1, 26; 3, 22), нельзя утверждать, что этим прикровенно проповедуется многобожие. Но, как у Моисея, так и у последующих священных писателей имена Иегова – Элогим – Господь Бог «нередко совокупляются и употребляются, как одно имя Божие» [4, c.80]. Нельзя не согласиться со мнением святых отцов, что здесь «внушается мысль о множественности не богов, а Божественных лиц в одном и том же Боге» [4, с.80].
В Новом Завете Сам Спаситель на вопрос, «какоая первая из всех заповедей» повторяет заповедь, переданную Моисеем: «Господь Бог наш есть Господь единый» (Мк. 12, 28–29). Называя в Своей молитве Отца Небесного «единым истинным Богом» (Ин. 17, 3), «Христос, без сомнения, научает нас, что все прочие глаголимые боги суть боги ложные» [4, с.81].
Апостолы многократно говорили о том, что Бог един, когда им надлежало обращать своей проповедью ко христу множество язычников (напр. Деян, 14, 15; 17, 24; 19, 26). Обращаясь к христианам ап. Павел писал: «нет иного Бога, кроме единого. Ибо хотя и есть так называемые Боги,.. но у нас один Бог Отец, из которого все, и мы для Него, и одн Господь Иисус Христос, которым все и мы Им» (1 Кор. 8, 4–6). «На истинну единства Божия нередко указывали апостолы для пояснения или подтверждения других истин догматических и нравственных» [4, с.82] (Рим. 3, 29–30; Ефес. 4, 1,3,6; 1 Тим. 2, 1,5).
Доказательства единства Божия, к которым прибегали святые отцы и учителя Церкви исходя из соображений разума, можно разделить на три группы:
1. Онтологические, выводимые из самого понятия о Боге:
q Высочайшее и совершеннейшее из всех существ – Бог – возможно только одно, ибо если бы существовали равные ему, оно перестало бы быть совершеннейшим Богом. С другой стороны, Между совершеннейшими существами должны быть различия, иначе они представляли бы одно целое, а различия не допускают равного во всём совершенства.
q Бог – существо беспредельное, что не позволяет допустить существование других таких же богов.
2. антропологические, заимствованные из свидетельств истории и души человеческой. О единстве Божием свидетельствуют:
q Древнее предание о единстве Божием, распространённое между всеми народами, вследствии которого даже грубейшие из язычников всегда сохраняли мысль о едином верховном божестве, считая прочих богов подчинёнными ему и рождёнными или созданными им.
q Мысли языческих писателей и философов.
q Врождённость идеи о едином Боге. «Прислушайтесь, – говорит Тертуллиан к язычникам, – к свидетельству самой души вашей, которая, несмотря на темницу тела,.. когда почувствует, так сказать, искру здоровья, невольно призывает имя единого истинного Бога… Имя Его находится в устах всех людей… О, свидетельство души, по природе христианской!» [4, с.84].
3. Космологические, подтверждающие единство Божие из рассматривания мира:
q «Мир один, и в устройстве всех своих частей… представляет совершенное единство и этим ясно свидетельствует о единстве Творца» [4, с. 84].
q Существование многих богов – правителей мира – привело бы устройство всего мира в беспорядок и отсутствие гармонии и согласия. «Если Бог не один – говорит Тертуллиан – то нет Бога» [5, с.35].
q Создание мира и управление им Богом всемогущим и всеведущим подводит к мысли о ненужности других богов.
Само существо Божие нашему пониманию недоступно. Поэтому мы можем говорить только о Его существенных свойствах. Существенными называются те свойства, которые принадлежат самому существу Божию и отличают Его от всех прочих существ.
Свойства, которые относятся к совершенствам бытия Бога и обусловлены тем, что Бог обладает полнотой бытия и совершенной сущностью, в православном богословии называются апофатическими или онтологическими. Этими свойствами за Богом отрицаются недостатки и ограничения, присущие конечному, тварному бытию, отсюда их называют ещё отрицательными.
Свойства, характеризующие Бога, как Личность, как духовно-разумное существо, желающее открыть Себя миру, называются катафатическими или духовными. «Все катафатические (положительные) имена, всё, «что мы говорим о Боге утвердительно, показывает нам не естество Его, но то, что относится к естеству, (ему сопутствует), – пишет святой Иоанн Дамаскин» [3, с.84].
Катафатические имена Божии можно разделить на две группы:
q означающие вечные силы и действия Бога, например, «любовь», «свет», «благость» и т.д.
q характеризующие отношение Бога к миру и человеку, например, «Творец», «Спаситель», «Промыслитель» и т.д.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.