Догмат, богословское мнение, теологумен, догматическая формула, богословский термин, догматическая система. Теория догматического развития, ее несостоятельность. Православный взгляд на развитие догматической науки. Место и значение Свящ. Писания в структуре Свящ. Предания. Правило веры, как форма Свящ. Предания, страница 4

q  Во всей полноте оно известно только Самому Богу. Спаситель говорит, что «никто не знает Сына, кроме Отца; и Отца не знает никто, кроме Сына, и кому Сын хочет от­крыть» (Мф. 11, 27). «Кто из человеков – вопрошает ап. Павел – знает, что в человеке, кроме духа человеческого, живущего в нём? Так и Божьего никто не знает, кроме Духа Божия» (1 Кор. 2, 11).

Впервые вопрос о границах Богопознания был раскрыт Великими Каппадокий­ца­ми Василием Великим, Григорием Богословом, Григорием нисским, а также свт. Иоанном Златоустом в палемике с крайними арианами – аномеями, –  отрицавшими не только еди­но­сущие Отца и Сына, но и компромиссное учение о подобии Сына Отцу. В сер. IV в. со сво­ей проповедью выступает Аэций, утверждающий, что «знает Бога так хорошо, как не знает самого себя» [2, с.69] Его ученик Евномий говорит об именах Божии, которые наи­бо­лее полно и адекватно выражают Его сущность.

Православная теория богопознания основывается на идее единосущия Отца и Сы­на. Отвечая на просьбу ап. Филиппа на Тайной вечери показать им Отца, Спаситель гово­рит: «столько времени Я с вами, и ты не знаешь меня, Филипп? видевший Меня видел От­ца… разве ты не веришь, что Я во Отце, и Отец во Мне?» (Ин. 14, 8–10).

Непостижимость Существа Божия святые отцы доказывали следующими доводами:

q  Бесконечный Бог перестал бы быть бесконечным, если бы был совершенно постигнут ограниченным человеческим духом. «Божество, – говорит свт. Григорий Богослов, – не­обходимо будет ограничено, если Оно постигается мыслью. Ибо и понятие сие есть вид ограничения» [2, с.74].

q  Материальное тело, соединённое с нашим ограниченным духом, мешает духовному оку воспринимать во всей полноте лучи Божественного света.

q  Наш дух омрачён грехом, что ещё более затрудняет созерцание Божественного света.

q  Мы не можем постичь даже сущности таких же ограниченных, окружающих нас, ве­щей тварного мира.

q  Несовершенными познания о Боге были даже у тех людей, которые удостаивались от Него особых откровений – пророков, апостолов и святых.

q  Существо Божие непостижимо даже для высших сотворённых духов – ангелов. Свт. Гри­горий Богослов говорит, что Бог «пребывает выше всякого не только челове­чес­ко­го, но даже ангельского и премирного постижения» [2, с.74].

q  «Бог совершенно постижимый перестал бы быть для нас Богом» [4, с.70].

q  Мы не в состоянии найти для Бога такое имя, которое соответствовало бы самому Его естеству. Св. Григорий Палама говорит, что «Пресущественная природа Божия не мо­жет быть ни выдержана, ни охвачена мыслью и зрением, ибо удалена от всех вещей и более чем непознаваема, будучи носима непостижимыми силами небесных духов, не познаваема и не изреченна для всех и навсегда. Нет имени ни в сём веке, ни в буду­щем, чтобы Её назвать; ни слова, найденного душой и выраженного языком; нет како­го-нибудь чувственного или сверхчувственного касания; нет образа, могущего бы дать о ней какое-нибудь сведение, кроме совершенной непознаваемости. которую мы испо­ведуем, отрицая всё, что существует и может иметь имя» [3, с.66].

Однако, будучи не в силах постигнуть Божественную сущность, человек может по­зна­вать Бога в Его энергиях или действиях: «Мы утверждаем, – говорит свт. Василий Ве­ли­кий, – что познаём Бога нашего по действиям, но не даём обещания приблизиться к са­мой сущности. Действия Его к нам нисходят, но сущность Его остаётся неприступною» [2, с.75]. Знаний, которые мы можем получить таким образом, вполне достаточно для нашего спасения. Непостижимость Божественной Сущности не полагает пределов богопознанию – оно столь же бесконечно, как и духовное возростание.

ЛИТЕРАТУРА

1.  Христос Янарас. Вера Церкви. Введение в православное богословие. Центр по изуче­нию религий, М., 1993.

2.  Иер. Олег Давыденков. Догматическое Богословие. Ч. I и II. ПСТБИ, М., 1997.

3.  Архим. Алипий (Кастальский-Бороздин) Архим. Исайя (Белов). Догматическое бого­словие. Курс лекций. Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1994.

4.  Архиеп. Макарий (Булгаков). Православно-догматическое богословие. «Паломник», М., 1999.

5.  Прот. Михаил Помазанский. Православное догматическое богословие. «Благовест», Балто-славянское общество, Новосибирск – Рига, 1993.


Оценка – 5. Ваванов Д.А.

Вопросы:

1.  Что такое догмат, богословское мнение, теологумен, догматическая формула, богословский термин, догматическая система.

2.   Теория догматического развития, ее несостоятельность. Православный взгляд на развитие догматической науки.

3.   Место и значение свящ. Писания в структуре свящ. Предания. Правило веры, как форма свящ. Предания.

4.   Учение свящ. Писания и свв. отцов о единстве существа Божия. Понятие об онтологических (апофатических) духовных (катафатических) свойствах существа Божия.

5.  Духовные (катафатические) свойства Божии: всеведение, святость, всемогущество.

6.   Учение свящ. Писания и свв. отцов о непознаваемости Божественной сущности (привести не менее трех святоотеческих цытат).