q Во всей полноте оно известно только Самому Богу. Спаситель говорит, что «никто не знает Сына, кроме Отца; и Отца не знает никто, кроме Сына, и кому Сын хочет открыть» (Мф. 11, 27). «Кто из человеков – вопрошает ап. Павел – знает, что в человеке, кроме духа человеческого, живущего в нём? Так и Божьего никто не знает, кроме Духа Божия» (1 Кор. 2, 11).
Впервые вопрос о границах Богопознания был раскрыт Великими Каппадокийцами Василием Великим, Григорием Богословом, Григорием нисским, а также свт. Иоанном Златоустом в палемике с крайними арианами – аномеями, – отрицавшими не только единосущие Отца и Сына, но и компромиссное учение о подобии Сына Отцу. В сер. IV в. со своей проповедью выступает Аэций, утверждающий, что «знает Бога так хорошо, как не знает самого себя» [2, с.69] Его ученик Евномий говорит об именах Божии, которые наиболее полно и адекватно выражают Его сущность.
Православная теория богопознания основывается на идее единосущия Отца и Сына. Отвечая на просьбу ап. Филиппа на Тайной вечери показать им Отца, Спаситель говорит: «столько времени Я с вами, и ты не знаешь меня, Филипп? видевший Меня видел Отца… разве ты не веришь, что Я во Отце, и Отец во Мне?» (Ин. 14, 8–10).
Непостижимость Существа Божия святые отцы доказывали следующими доводами:
q Бесконечный Бог перестал бы быть бесконечным, если бы был совершенно постигнут ограниченным человеческим духом. «Божество, – говорит свт. Григорий Богослов, – необходимо будет ограничено, если Оно постигается мыслью. Ибо и понятие сие есть вид ограничения» [2, с.74].
q Материальное тело, соединённое с нашим ограниченным духом, мешает духовному оку воспринимать во всей полноте лучи Божественного света.
q Наш дух омрачён грехом, что ещё более затрудняет созерцание Божественного света.
q Мы не можем постичь даже сущности таких же ограниченных, окружающих нас, вещей тварного мира.
q Несовершенными познания о Боге были даже у тех людей, которые удостаивались от Него особых откровений – пророков, апостолов и святых.
q Существо Божие непостижимо даже для высших сотворённых духов – ангелов. Свт. Григорий Богослов говорит, что Бог «пребывает выше всякого не только человеческого, но даже ангельского и премирного постижения» [2, с.74].
q «Бог совершенно постижимый перестал бы быть для нас Богом» [4, с.70].
q Мы не в состоянии найти для Бога такое имя, которое соответствовало бы самому Его естеству. Св. Григорий Палама говорит, что «Пресущественная природа Божия не может быть ни выдержана, ни охвачена мыслью и зрением, ибо удалена от всех вещей и более чем непознаваема, будучи носима непостижимыми силами небесных духов, не познаваема и не изреченна для всех и навсегда. Нет имени ни в сём веке, ни в будущем, чтобы Её назвать; ни слова, найденного душой и выраженного языком; нет какого-нибудь чувственного или сверхчувственного касания; нет образа, могущего бы дать о ней какое-нибудь сведение, кроме совершенной непознаваемости. которую мы исповедуем, отрицая всё, что существует и может иметь имя» [3, с.66].
Однако, будучи не в силах постигнуть Божественную сущность, человек может познавать Бога в Его энергиях или действиях: «Мы утверждаем, – говорит свт. Василий Великий, – что познаём Бога нашего по действиям, но не даём обещания приблизиться к самой сущности. Действия Его к нам нисходят, но сущность Его остаётся неприступною» [2, с.75]. Знаний, которые мы можем получить таким образом, вполне достаточно для нашего спасения. Непостижимость Божественной Сущности не полагает пределов богопознанию – оно столь же бесконечно, как и духовное возростание.
1. Христос Янарас. Вера Церкви. Введение в православное богословие. Центр по изучению религий, М., 1993.
2. Иер. Олег Давыденков. Догматическое Богословие. Ч. I и II. ПСТБИ, М., 1997.
3. Архим. Алипий (Кастальский-Бороздин) Архим. Исайя (Белов). Догматическое богословие. Курс лекций. Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1994.
4. Архиеп. Макарий (Булгаков). Православно-догматическое богословие. «Паломник», М., 1999.
5. Прот. Михаил Помазанский. Православное догматическое богословие. «Благовест», Балто-славянское общество, Новосибирск – Рига, 1993.
Оценка – 5. Ваванов Д.А.
Вопросы:
1. Что такое догмат, богословское мнение, теологумен, догматическая формула, богословский термин, догматическая система.
2. Теория догматического развития, ее несостоятельность. Православный взгляд на развитие догматической науки.
3. Место и значение свящ. Писания в структуре свящ. Предания. Правило веры, как форма свящ. Предания.
4. Учение свящ. Писания и свв. отцов о единстве существа Божия. Понятие об онтологических (апофатических) духовных (катафатических) свойствах существа Божия.
5. Духовные (катафатические) свойства Божии: всеведение, святость, всемогущество.
6. Учение свящ. Писания и свв. отцов о непознаваемости Божественной сущности (привести не менее трех святоотеческих цытат).
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.