5. «Множественность и дробность наших представлений о Боге связана с ограниченностью наших познавательных способностей. Свойства существа Божия, о которых мы говорим во множественном числе, в Нём Самом сливаются» [2, с.93]. Поэтому, когда мы говорим о Боге, то нельзя сказать, что Он обладает премудростью или святостью – Он всецело есть Премудрость, Святость, Любовь. В Боге нет разницы между свойством и субстанцией.
Бог всеведущ. Во-первых, Он в совершенстве знает Свою триединую природу, глубины которой сокрыты для тварных существ. Сам Спаситель говорит: «никто не знает Сына, кроме Отца, и Отца никто не знает, кроме Сына» (Мф. 11,27). «Дух всё проницает, – говорит ап. Павел, – и глубины Божии… И Божьего никто не знает, кроме Духа Божия» (1 Кор. 2, 10–11).
Во-вторых, Бог имеет совершенное всеведение обо всём существующем, как Своём творении: «Ведомы Богу от вечности все дела Его» (Деян. 15, 18). Бог не нуждается во внешнем изучении мира, ибо знает его по Своим предопределениям, охватывающим всё бытие на протяжении всего его существования. Ап. Павел пишет: «Нет твари, сокровенной от Него, но всё обнажено и открыто пред очами Его» (Евр. 4, 13). «Бог больше сердца нашего – говорит ап. Иоанн – и знает всё» (1 Ин. 3, 20). О знании Богом будущего «прежде бытия его» (Дан. 13, 42) говорит и Ветхий Завет (Сир. 23, 29).
Бог «видит каждый шаг человека (Иов 34, 21), проникает в самую глубину его сердца (Иер. 17, 10), ведает его помышления (Пс. 37, 10). Он знает всё совершенное человеком, все возникающие в его сердце намерения (1 Кор. 4, 5) и сказанные им слова (Мф. 12, 36) и будет судить обо всём этом в последний день» [3, с.90]. Но, при этом. Господь не предопределяет линию поведения свободных и разумных существ – Он предопределил лишь то, что, как учит св. Иоанн Дамаскин, «не находится в нашей власти» [3, с.90].
«Святость есть наличие высших духовных ценностей соединенное с чистотой от греха» [5, с.31]. Само слово «святой» (евр. «кадош») означает «отдельный», «несоизмеримый». По отношению к Богу это значит: несоизмеримый ни с чем тварным. «Бог в Своих стремлениях определяется и руководствуется представлениями об одном высочайшем добре» [2, с.98]. Священное Писание неоднократно именует Бога Святым. Так, например, пророк Исаия созерцал серафимов, непрестанно славословящих: «Свят, Свят, Свят Господь Саваоф…» (Ис. 6, 2). Сам Господь называет Себя «освящающим» (Исх. 31, 13) и этому вторит ап. Павел (Евр. 2, 11). Святость Божия проявляется в мире, как Божественный свет или слава: «…вся земля полна славы Его» – воспевали ангелы (Ис. 6, 2). Ап. Иоанн говорит, что «Бог есть Свет и нет в Нём никакой тьмы» (1 Ин. 1, 5).
Но для библейского понимания характерно приписывать свойства святости всему, что так или иначе причастно Богу. Сам избранный среди язычников народ называется «святым у Господа» (Втор. 7, 6). Выделен для Бога должен был быть седьмой день недели (Исх. 35, 2). «Свято также и имя Божие, и слово Божие, и закон, и храм, а также люди, всецело посвятившие себя служению Богу и творящие Его волю» [2, с.98–99].
Будучи Свят, Бог требует святости от всех, желающих общения с Ним: «святы будьте, ибо свят Я» (Лев. 19, 2). «Верующие должны «утвердить сердца свои во святыне» (1 Фес. 3, 13)» [3, с.93]. «Видение подвижниками нетварного Божественного света является залогом будущего прославления, предвкушением славы будущего века, когда, по слову Христа Спасителя, «…праведники возсияют, как солнце, в Царстве Отца их» (Мф. 13, 43)» [2, с.99]. И, напротив, «для нераскаянных грешников святость Бога откроется в Последний День, как поражающее пламя Страшного Суда» [3, с.93].
Всемогущество Божие означает, что Он исполняет все, угодное Его воле, без всякого затруднения и препятствия. Бог говорит о Себе Аврааму: «Я Бог Всемогущий» (Быт. 17, 1). Никакая сила не может стеснить Его действий: Бог решил, «и кто отклонит Его? Он делает, чего хочет душа Его» (Иов. 23, 13). В отличии от человека, в Боге нет дистанции между желанием и его осуществлением: «Он сказал, – и сделалось; Он повелел, – и явилось» (Пс. 32, 9).
Всемогущество Божие проявляется в сотворении мира и промышлении о нём. Об этом многократно свидетельствует Священное Писание: Пс. 64, 8; 88, 10; 118, 90; Иов. 12, 10; 34, 10; Кол. 1, 17; Евр. 1, 3 и др. «В целях промысла по Своему усмотрению Он может менять обычный порядок живой природы» [3, с.91] (Пс. 106, 33; 113, 4; 143, 5; Ис. 50, 2).
Действия Божественного всемогущества не являются произволом. «Бог всегда действует в согласии со Своей природой: благостью, правдой и предвидением… Святой Иоанн Дамаскин пишет: «Божество всё, что хочет, – может, но не всё, что может, – хочет» [3, c. 92].
6. О непознаваемости Существа Божия Священное Писание говорит нам, что:
q Бог «обитает в непреступном свете, Которого никто из человеков не видел и видеть не может» (1 Тим. 6, 16).
q Оно непознаваемо для всех тварных существ: «Кто может исследовать великие дела Его? Кто может измерить силу величия Его?» (Сир. 18, 3 – 4). «Бога никто никогда не видел», – учит ап. Иоанн (1 Ин. 4, 12).
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.