Святитель [L.D.1] Лев излагает изначальную веру Церкви в то, что Христос есть истинный Бог и истинный человек (п.3, 12, 16), реально различая, таким образом, в едином Его лице (п.22) две совершенные природы – божественную и человеческую. Второе Лицо Пресвятой Троицы – Сын Божий – воспринял в Своё величественное, всемогущее Божество уничижённую, немощную человеческую природу; смертное человечество соединилось в Нём с бессмертной божественной природой (п. 4).
Опасно для спасения отрицать наличие той или другой природы в Лице Спасителя (п. 1). Если допустить, что Христом не была воспринята человеческая природа, то это означает отрицать и страдания во плоти Спасителя, а, следовательно и действительность совершенного Им нашего спасения (п. 2).
Два естества во Иисусе Христе действуют в общении одно с другим. В результате их соединения ни Божественное естество не преложилось в человеческое, ни человеческое не изменилось в Божественное, но каждое из них «выполняет» то, что ему свойственно, сохраняет тождественность своих свойств (п. 14). Но это соединение двух естеств в едином Лице Спасителя не привело к их совершенному слиянию и возникновению какого-то третьего, отличного естества – Христос пребывает истинным Сыном Божиим и истинным Сыном человеческим (п. 15). Какой-то одной природе не может быть свойственно одновременно плакать о смерти друга и своим могущественным словом вызвать его из гроба (п.20).
Когда Иисус Христос говорит, что Он с Отцом – одно (Ин. 10,30) в таком случае разумеется единство их Божественной природы. Напротив, говоря, что Отец больше Него (Ин. 14,28), спаситель подчёркивает действительность воспринятого Им человечества.
В результате соединения двух природ во христе Божественное и человеческое естество не слились в какое-то новое естество, но вместе существуют «…и смирение человека, и величие Божества» (п. 13, 14).
Два естества соединились таким образом, что ни Божественное не преложилось в человеческое, ни человеческое не изменилось в Божественное, но и то, и другое действуют в едином Лице Спасителя так, как свойственно каждому из них (п. 14, 15). Свойства каждой природы сохранились в едином лице во всей своей полноте (п. 9).
Два естества во Христе соединены нераздельно, т.е., не составляют два различных Лица (п.16).
Ярким свидетельством неразлучного соединения естеств могут служить явления и чудеса, совершенные Спасителем по Воскресении, показывающие, что плоть Его не стала призрачной (Воскресший вкушал пищу пред учениками, позволил ап. Фоме реально ощутить Свои раны). Воспринятая Вторым Лицом Пресвятой Троицы в момент зачатия человеческая плоть, а значит и человеческая природа, не отделилась от Божества ни во время страданий Спасителя, ни после смерти, ни по воскресении. Именно вследствии ипостасного соединения двух природ во Христе можно говорить о Его страданиях и смерти. Само Божество бесстрастно и бессмертно, но распятие и разлучение души и тела претерпело единое Лицо Сына Божиего.
В богословии различаются следствия ипостасного соединения двух естеств во Христе
1) по отношении к Нему Самому;
2) по отношению к Пресвятой Троице;
Словами св. Льва о том, что Сын Божий воспринял плоть (п.24), можно подчеркнуть учение Церкви о том, что в результате соединения двух природ во Христе Святая Троица не претерпела никаких изменений, ибо не существует безличной божественной или человеческой природы и Божественным Лицом была лишь воспринята в Свои ипостась природа человеческая.
3) По отношению к Пречистой Деве Марии.
Во-первых, Пресвятая Мария может именоваться Богородицей, ибо от Неё была воспринята плоть Сыном Божим (как косвенно вытекает из п.24).
Во-вторых, Пресвятая Дева Богородица, силою божественного всемогущества, осталась девой и в рождении Сына и по рождении (п.17.
Задание:
Объяснить, как основные положения православной христологии (образ соединения двух естеств, единство ипостаси, общение свойств естеств и т.д.) раскрываются в послании свт. Льва великого св. Флавиану еп. Константинопольскому (Болотов В.В. Лекции по истории древней Церкви, т. 4, м., 1994, с. 266-269). Требуется анализ текста в свете изученного догматического учения. Изложение должно быть конкретным.
[L.D.1]Оценка 4-.Замечания не изложены.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.