Понятие о благодати в свете Свящ. Писания. Понятие о Церкви Христовой на земле. Существенные свойства истинной Церкви Христовой. Хилиазм, его несостоятельность, страница 2

1)  учительство и проповедь («научите»), совершаемое при ссодействии Свя­того духа (1 Кор. 2, 4–5);

2)  совершение установленных Господом священнодействий («крестя») с целью низведения на верующих благодатных даров, как крещение (Мф. 28,19), покаяние (Ин. 20,21–23), причащение (Лк. 22,19);

3)  служение управления («уча их соблюдать»), ибо апостолы должны были управлять верующими подобно тому, как пастырь управляет стадом (Ин. 21, 15–17), как и ап. Павел говорит о власти, данной ему «Господом к со­зиданию, а не к разорению» (2 Кор. 13,10).

Тройственное служение (учительство, священнодействия и управле­ние) в Церкви с древнейших времён называется одним словом – пастырство. Первоначально это служение было уделом 12-и апостолов и ап. Павла, апос­тольское достоинство которого приравнивалось к 12-ти (2 Кор. 11,5), но из слов Спасителя «Я с вами во все дни до скончания века» (Мф. 28,20) следует, что это повеление дано не только апостолам, но и их приемникам на все вре­мена. О том, что апостолы обладали властью и возможностью передавать пра­во и пастырского служения и необходимые для его совершения благо­дат­ные дары, свидетельствует эпизод, повествующий о желании Симона-волхва получить этот дар за большие деньги (Деян. 8,20).

5. Хилиазм (греч. χιλιασμος – тысячелетие) – это учение о тысяче­лет­нем царстве Господа Иисуса Христа на земле.

Сущность этого учения заключается в том, что «Задолго до кончины ми­ра Христос опять приидет на землю, поразит антихриста, воскресит одних праведников, устроит новое царство на земле, в котором праведники, в награ­ду за свои подвиги и страдания, будут царствовать вместе с Ним в продолже­нии тысячи лет, наслаждаясь всеми благами временной жизни; затем уже по­с­ледует второе всеобщее воскресение мёртвых, всеобщий суд и всеобщее веч­ное мздовоздаяние» [4, с.644].

Приняв христианство, многие иудеи перенесли в него ожидание зем­но­го царства Мессии, восстановление Иерусалима, ветхозаветного обрядового закона с его жертвами, наслаждение земными, чувственными удоволь­стви­я­ми. Так уже в I в. начал учить Керинф, а за ним и др. иудействующие еретики – евеаниты, монтанисты. Другие, как, например, Папий Иерапольский, Иус­тин муч., Ириней Леонский, Ипполит Римлянин, Мефодий, Лактанций, на­п­ро­тив, говорили о невинных, духовных наслаждениях в тысячелетнем цар­с­тве, не предполагали восстановления обрядового закона.

В подтверждение своей точки зрения приверженцы этого учения ссы­ла­лись на Пс. 89, 4 – 5; 2 Пет. 8, но, главным образом, на Апок. 20 гл., в ко­то­рой говорится об Ангеле, имеющем ключи от ада и заключившем диавола на тысячу лет, по истечении которых он выдет на малое время и затем после­ду­ет всеобщее воскресение и суд. Но блаж. Августин, а вслед за ним и другие тол­кователи Св. Писания под Ангелом здесь понимали Господа Иисуса Хри­с­та, пришедшего, «дабы смертью лишить силы имеющего державу смерти, то есть диавола» (Евр. 2,14), разрушить его дела (1 Ин. 3,8) и изгнать его (Ин. 12,31). Своими чудесами, учением и крестными страданиями Спаситель свя­зал диавола (Мф. 12, 29; Кол. 2,15). Под первым воскресением разумеется ду­ховное пробуждение христиан (Ефес. 5,14) посредством обращения и креще­ния. Разрешение диавола из темницы на малое время – воцарение антихрис­та. Под второй смертью разумеется осуждение грешников, на всеобщем суде, их вечная, духовная смерть.

Бог, давший людям откровение, Сам Себе противоречить не может, а посему таинственные, пророческие места Священного Писания нельзя пони­мать в разрез с другими ясными предсказаниями. Так, Писание ясно говорит:

ü о единственном воскресении мёртвых перед кончиной мира (Ин. 5, 26,28–29, 6, 40,54; Мф. 13, 40–42; 25, 31–46);

ü о двух пришествиях христовых – уничиженном, когда Он приходил иску­пить нас, и втором, славном, имеющем быть при самой кончине мира (Мф. 13, 40 – 43; 24, 27 – 51; 25, 31 – 46);

ü о двух царствах Христовых: царстве благодати, которое будет продол­жать­ся до самой кончины мира (1 Кор. 15, 25) и царстве славы, которое начнётся после всеобщего суда и уже не будет иметь конца (Лк. 1, 33; 2 Пет. 1, 11), не допуская ничего промежуточного;

ü о том, что царство Божие лишено всяческих чувственных наслаждений (Мф. 22, 30; Лк. 20, 34; Рим. 14, 17).

Учение о хилиазме не является ересью в полном смысле этого слова, но ошибочным богословским мнением. II Вселенский Собор осудил уч. Апол­ли­нария Лаодекийского, а, следовательно, и учение о 1000-летнем царстве. К сло­вам Символа веры о Христе было добавлено “...Его же Царствию не будет конца”.

В более позднее время учение о хилиазме в несколько изменённом виде было воспринято анабаптистами, последователями Шведенборга и другими еретиками.

6. «Внутренняя жизнь Церкви есть таинственное содействие Христа, как Главы с Церковью, как Его телом, в Духе Святом посредством «всяких взаимно скрепляющих связей» [2, с.170]. Ряд особенных, наиболее важных в жизни Церкви священнодействий постепенно получил преимущественное название Таинсов.

Слово “Таинство” (греч. μιστηριον) в Священном Писании имеет нес­колько значений:

ü глубокая сокровенная мысль или действие (1 Кор.13,2);

ü «особое действие промысла Божия на верующих, в силу которого невиди­мая благодать Божия сообщается им через видимое посредство (1 Кор. 4, 1)» [5, с.13].

Таинство, согласно Пространному Катихизису «есть священное дейс­т­вие, через которое тайным образом действует на человека благодать, или спа­сительная сила Божия» [3, п.281].

Действительность Таинства заключается в том, что оно само по себе необходимо подаёт верующему невидимую благодатную силу, благодатно действует на приступающих к нему. Но действенность Таинства на конкрет­ного человека, плодотворность его принятия, его обновляющая сила зависит от того, достойно ли верующий подходит к принятию Таинства. Это объяс­ня­ется тем, что «благодать не стесняет свободы человека, не действует на неё непреодолимо» [2, с.172].

Существенными свойствами каждого Таинства, отличающими его от другого священнодействия, является:

ü его Божественное установление;

ü какой-либо видимый образ;

ü сообщение им невидимой благодати.

Таинствами Церковь называет семь чинопоследований: Крещения, Ми­ро­помазания, Покаяния, Евхаристии, Елеосвящения, Брака, Священства.

ЛИТЕРАТУРА

1.  Иер. Олег Давыденков. Догматическое богословие. Курс лекций. Ч. III. ПСТБИ, М., 1997.

2.  Прот. М.Помазанский. Православное Догматическое Богословие. «Благовест» Балто-Славянское общество, Новосибирск – Рига, 1993.

3.  Свт. Филарет (Дроздов) Пространный христианский катихизис Православной Кафалической Восточной Церкви. Календарь Московской Патриархии, М., 1991.

4.  Мтр. Макарий (Булгаков). Православно-догматическое богословие. Том II. «Паломник», М., 1999.

5.  Яннарас Х. Вера Церкви. Введение в догматическое богословие. Центр по изучению религий, М., 1992.

6.  Прот. Г.Нефёдов. Таинства и обряды Православной Церкви. М., 1999.

Оценка 4. Захаров.

Вопросы:

1.  Понятие о благодати в свете Свящ. Писания.

2.  Понятие о Церкви Христовой на земле.

3.  Существенные свойства истинной Церкви Христовой: единство.

4.  Богоучрежденная церковная иерархия: апостолы, сущность апостольского служения на основании Нового Завета.

5.  Хилиазм, его несостоятельность.

6.  Понятие о таинствах (определение). Действительность и действенность таинств. Отличие таинств от прочих священнодействий.