1) учительство и проповедь («научите»), совершаемое при ссодействии Святого духа (1 Кор. 2, 4–5);
2) совершение установленных Господом священнодействий («крестя») с целью низведения на верующих благодатных даров, как крещение (Мф. 28,19), покаяние (Ин. 20,21–23), причащение (Лк. 22,19);
3) служение управления («уча их соблюдать»), ибо апостолы должны были управлять верующими подобно тому, как пастырь управляет стадом (Ин. 21, 15–17), как и ап. Павел говорит о власти, данной ему «Господом к созиданию, а не к разорению» (2 Кор. 13,10).
Тройственное служение (учительство, священнодействия и управление) в Церкви с древнейших времён называется одним словом – пастырство. Первоначально это служение было уделом 12-и апостолов и ап. Павла, апостольское достоинство которого приравнивалось к 12-ти (2 Кор. 11,5), но из слов Спасителя «Я с вами во все дни до скончания века» (Мф. 28,20) следует, что это повеление дано не только апостолам, но и их приемникам на все времена. О том, что апостолы обладали властью и возможностью передавать право и пастырского служения и необходимые для его совершения благодатные дары, свидетельствует эпизод, повествующий о желании Симона-волхва получить этот дар за большие деньги (Деян. 8,20).
5. Хилиазм (греч. χιλιασμος – тысячелетие) – это учение о тысячелетнем царстве Господа Иисуса Христа на земле.
Сущность этого учения заключается в том, что «Задолго до кончины мира Христос опять приидет на землю, поразит антихриста, воскресит одних праведников, устроит новое царство на земле, в котором праведники, в награду за свои подвиги и страдания, будут царствовать вместе с Ним в продолжении тысячи лет, наслаждаясь всеми благами временной жизни; затем уже последует второе всеобщее воскресение мёртвых, всеобщий суд и всеобщее вечное мздовоздаяние» [4, с.644].
Приняв христианство, многие иудеи перенесли в него ожидание земного царства Мессии, восстановление Иерусалима, ветхозаветного обрядового закона с его жертвами, наслаждение земными, чувственными удовольствиями. Так уже в I в. начал учить Керинф, а за ним и др. иудействующие еретики – евеаниты, монтанисты. Другие, как, например, Папий Иерапольский, Иустин муч., Ириней Леонский, Ипполит Римлянин, Мефодий, Лактанций, напротив, говорили о невинных, духовных наслаждениях в тысячелетнем царстве, не предполагали восстановления обрядового закона.
В подтверждение своей точки зрения приверженцы этого учения ссылались на Пс. 89, 4 – 5; 2 Пет. 8, но, главным образом, на Апок. 20 гл., в которой говорится об Ангеле, имеющем ключи от ада и заключившем диавола на тысячу лет, по истечении которых он выдет на малое время и затем последует всеобщее воскресение и суд. Но блаж. Августин, а вслед за ним и другие толкователи Св. Писания под Ангелом здесь понимали Господа Иисуса Христа, пришедшего, «дабы смертью лишить силы имеющего державу смерти, то есть диавола» (Евр. 2,14), разрушить его дела (1 Ин. 3,8) и изгнать его (Ин. 12,31). Своими чудесами, учением и крестными страданиями Спаситель связал диавола (Мф. 12, 29; Кол. 2,15). Под первым воскресением разумеется духовное пробуждение христиан (Ефес. 5,14) посредством обращения и крещения. Разрешение диавола из темницы на малое время – воцарение антихриста. Под второй смертью разумеется осуждение грешников, на всеобщем суде, их вечная, духовная смерть.
Бог, давший людям откровение, Сам Себе противоречить не может, а посему таинственные, пророческие места Священного Писания нельзя понимать в разрез с другими ясными предсказаниями. Так, Писание ясно говорит:
ü о единственном воскресении мёртвых перед кончиной мира (Ин. 5, 26,28–29, 6, 40,54; Мф. 13, 40–42; 25, 31–46);
ü о двух пришествиях христовых – уничиженном, когда Он приходил искупить нас, и втором, славном, имеющем быть при самой кончине мира (Мф. 13, 40 – 43; 24, 27 – 51; 25, 31 – 46);
ü о двух царствах Христовых: царстве благодати, которое будет продолжаться до самой кончины мира (1 Кор. 15, 25) и царстве славы, которое начнётся после всеобщего суда и уже не будет иметь конца (Лк. 1, 33; 2 Пет. 1, 11), не допуская ничего промежуточного;
ü о том, что царство Божие лишено всяческих чувственных наслаждений (Мф. 22, 30; Лк. 20, 34; Рим. 14, 17).
Учение о хилиазме не является ересью в полном смысле этого слова, но ошибочным богословским мнением. II Вселенский Собор осудил уч. Аполлинария Лаодекийского, а, следовательно, и учение о 1000-летнем царстве. К словам Символа веры о Христе было добавлено “...Его же Царствию не будет конца”.
В более позднее время учение о хилиазме в несколько изменённом виде было воспринято анабаптистами, последователями Шведенборга и другими еретиками.
6. «Внутренняя жизнь Церкви есть таинственное содействие Христа, как Главы с Церковью, как Его телом, в Духе Святом посредством «всяких взаимно скрепляющих связей» [2, с.170]. Ряд особенных, наиболее важных в жизни Церкви священнодействий постепенно получил преимущественное название Таинсов.
Слово “Таинство” (греч. μιστηριον) в Священном Писании имеет несколько значений:
ü глубокая сокровенная мысль или действие (1 Кор.13,2);
ü «особое действие промысла Божия на верующих, в силу которого невидимая благодать Божия сообщается им через видимое посредство (1 Кор. 4, 1)» [5, с.13].
Таинство, согласно Пространному Катихизису «есть священное действие, через которое тайным образом действует на человека благодать, или спасительная сила Божия» [3, п.281].
Действительность Таинства заключается в том, что оно само по себе необходимо подаёт верующему невидимую благодатную силу, благодатно действует на приступающих к нему. Но действенность Таинства на конкретного человека, плодотворность его принятия, его обновляющая сила зависит от того, достойно ли верующий подходит к принятию Таинства. Это объясняется тем, что «благодать не стесняет свободы человека, не действует на неё непреодолимо» [2, с.172].
Существенными свойствами каждого Таинства, отличающими его от другого священнодействия, является:
ü его Божественное установление;
ü какой-либо видимый образ;
ü сообщение им невидимой благодати.
Таинствами Церковь называет семь чинопоследований: Крещения, Миропомазания, Покаяния, Евхаристии, Елеосвящения, Брака, Священства.
1. Иер. Олег Давыденков. Догматическое богословие. Курс лекций. Ч. III. ПСТБИ, М., 1997.
2. Прот. М.Помазанский. Православное Догматическое Богословие. «Благовест» Балто-Славянское общество, Новосибирск – Рига, 1993.
3. Свт. Филарет (Дроздов) Пространный христианский катихизис Православной Кафалической Восточной Церкви. Календарь Московской Патриархии, М., 1991.
4. Мтр. Макарий (Булгаков). Православно-догматическое богословие. Том II. «Паломник», М., 1999.
5. Яннарас Х. Вера Церкви. Введение в догматическое богословие. Центр по изучению религий, М., 1992.
6. Прот. Г.Нефёдов. Таинства и обряды Православной Церкви. М., 1999.
Оценка 4. Захаров.
Вопросы:
1. Понятие о благодати в свете Свящ. Писания.
2. Понятие о Церкви Христовой на земле.
3. Существенные свойства истинной Церкви Христовой: единство.
4. Богоучрежденная церковная иерархия: апостолы, сущность апостольского служения на основании Нового Завета.
5. Хилиазм, его несостоятельность.
6. Понятие о таинствах (определение). Действительность и действенность таинств. Отличие таинств от прочих священнодействий.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.