Судебно-медицинская казуистика: Монография, страница 42

В ходе расследования было высказано суждение о том, что пострадавший упал на задние спаренные колеса, оказался за­тянутым 8 пространство между ними и после проворачива'Ния колес упал на бетонное.' покрытие. На первый взгляд эта версия казалась маловероятной ввиду весьма малого расстояния ме­жду наиболее сближенными поверхностями колес (менее 15см), а также вследствие того, что при движении автомобиля взаимно обращенные поверхности средних и задних колес сме­щаются по отношению друг к другу во взаимно противополож­ных направлениях.


Рис. 93. Последовательное (а—в) падение тела (манекена) в про­странство между спаренными ко­лесами движущегося автомобиля.

Эксперимент.


Эта версия была проверена в ходе эксперимента с полужест­ким манекеном, одетым соответственно одежде погибшего и имевшим с телом пострадавшего сходные размеры.

267







В одной серии опытов манекен укладывался в верхнюю ши­рокую часть пространства между средними и задними колесами конкретного бензовоза боковой поверхностью и в другой се­рии— «спиной» при скорости движения последовательно 3, 5, 10 и 15 км/ч. В каждом из опытов манекен оказывался затяну­тым в пространство между колесами и после вращения колес на '/з—3Л их периметра падал на грунт. При этом манекен со­вершал неполный оборот вокруг своей продольной оси на 90— 270° {рис. 93).

На одежде манекена во всех случаях отображались чет­кие следы протектора на передней, задней и(или) боковой поверхностях. Металлические конструкции манекена оказы­вались сдавленными в переднезаднем или боковом направ­лении. В одном опыте эти конструкции оказались скручен­ными.

При сопоставлении данных, получсных в ходе экспериментг, с результатами судебно-медицинского исследования трупа ус­тановлено их принципиальное сходство. Это позволило в кон­кретном случае допустить вероятность особого варианта меха­низма автомобильной травмы, при котором было возможно сдзвлепне тела и возникновение следов протектора па одежде без переезда колесами автомобиля.

Приведенное наблюдение еще раз подчеркивает необходи­мость всестороннего и полного обследования случаев автомо­бильной травмы, при которой результаты эксперимента могут оказать существенную помощь при решении вопроса о меха-шг.ме 11 обстоятельствах возникновения повреждений в кон­кретно предлагаемых условиях.

кто это?

Особенно часто приходится убеждаться в решающем зна­чении мелочей при проведении судебно-медицинских экспертиз, связанных с необходимостью идентификации личности человека. Вот несколько примеров.

В декабре 1985 г. при расчистке акватории одного из за­падноевропейских портов со дна была поднята легковая авто­машина (рис. 94). После извлечения на берег в ней был обна­ружен труп мужчины в состоянии завершившихся процессов жировоска. Значительная часть мягких тканей лица была унич­тожена морской фауной (рис. 95). После проведенных исследо­ваний западные коллеги пришли к выводу, что останки не могут принадлежать ни одному из местных жителей, разыски­вавшихся в этот период времени полицией как без вести про­павшие. Вместе с тем полиции было известно, что за 2 года до обнаружения автомашины с останками мужчины в этом порту исчез моряк советского торгового флота. Об этом было офици-


Рис. 94. Автомашина, извлеченная из  воды.

Рис.   95.   Лицо  трупа,  находившегося   п   автомашине.


альное  заявление,  поэтому   идентификационные   исследования

были продолжены в нашей стране.

Единственным медицинским документом, который удалось разыскать, оказалась рентгенограмма головы пропавшего мо­ряка, выполненная за 3 года до его исчезновения. Рентгеногра­фия, выполненная в передней прямой проекции, произведена в связи с подозрением на черепно-мозговую травму. Осмотр рентгенограммы не выявил каких-либо повреждений костей ли­цевого и мозгового черепа. Вместе с тем при детальном изуче­нии анатомического строения черепа было обращено внимание на 'Наличие атипичных дополнительных швов в задней половине черепа. После физико-оптического и фотохимического улучше­ния качества рентгенограммы швы стали видны более отчет­ливо (рис. 96, а). После удаления мягких тканей па приготов­ленном препарате черепа обнаружились два «ламбдовидных» шва, соединенных двумя дополнительными вертикальными швами. В результате между затылочной и теменными костями оказались три крупных дополнительных кости (рис. 96,6). Сопо­ставление одномасштабных и одноракурсных изображений че­репа и рентгенограммы показало полное совпадение формы, про­тяженности, локализации и взаимного расположения как ати­пичных швов, так и дополнительных костей на сравниваемых изображениях (рис. 9б,в). Личность моряка была установлена.

Рис. 96. Прижизненная рентгено­грамма черепа пропавшего моря­ка (а); эадняя поверхность сво­да черепа трупа, извлеченного из воды (б); совмещение изображе­ний (в).


В одном из заброшенных подвалов на окраине Караганды обнаружили полностью скелетированные останки человека (рис. 97). Исследование общих признаков показало, что останки принадлежат мужчине-европеоиду 18—20 лет, ростом около 170 см. Каких-либо особенностей анатомического строения как скелета в целом, так и отдельных костей выявить не представи­лось возможным. И лишь на концевой фаланге I пальца левой стопы был обнаружен краевой костный дефект (рис. 98). По­верхность дефекта была ноздреватой, с незначительной сглажен­ностью костных структур. На рентгенограммах установлены яв­ления нерезко выраженного лизиса костной ткани и начинающе­гося местного остеопороза по краям дефекта (рис. 99). Было высказано предположение, что выявленные изменения могут быть следствием перенесенного костного панариция, давность которого, возможно, не превышала 1—1'/з мес, что подтвержда­лось характером поверхности дефекта и описанными особенно­стями рентгенологической картины.