В ходе расследования было высказано суждение о том, что пострадавший упал на задние спаренные колеса, оказался затянутым 8 пространство между ними и после проворачива'Ния колес упал на бетонное.' покрытие. На первый взгляд эта версия казалась маловероятной ввиду весьма малого расстояния между наиболее сближенными поверхностями колес (менее 15см), а также вследствие того, что при движении автомобиля взаимно обращенные поверхности средних и задних колес смещаются по отношению друг к другу во взаимно противоположных направлениях.
Рис. 93. Последовательное (а—в) падение тела (манекена) в пространство между спаренными колесами движущегося автомобиля. Эксперимент. |
Эта версия была проверена в ходе эксперимента с полужестким манекеном, одетым соответственно одежде погибшего и имевшим с телом пострадавшего сходные размеры.
267
В одной серии опытов манекен укладывался в верхнюю широкую часть пространства между средними и задними колесами конкретного бензовоза боковой поверхностью и в другой серии— «спиной» при скорости движения последовательно 3, 5, 10 и 15 км/ч. В каждом из опытов манекен оказывался затянутым в пространство между колесами и после вращения колес на '/з—3Л их периметра падал на грунт. При этом манекен совершал неполный оборот вокруг своей продольной оси на 90— 270° {рис. 93).
На одежде манекена во всех случаях отображались четкие следы протектора на передней, задней и(или) боковой поверхностях. Металлические конструкции манекена оказывались сдавленными в переднезаднем или боковом направлении. В одном опыте эти конструкции оказались скрученными.
При сопоставлении данных, получсных в ходе экспериментг, с результатами судебно-медицинского исследования трупа установлено их принципиальное сходство. Это позволило в конкретном случае допустить вероятность особого варианта механизма автомобильной травмы, при котором было возможно сдзвлепне тела и возникновение следов протектора па одежде без переезда колесами автомобиля.
Приведенное наблюдение еще раз подчеркивает необходимость всестороннего и полного обследования случаев автомобильной травмы, при которой результаты эксперимента могут оказать существенную помощь при решении вопроса о меха-шг.ме 11 обстоятельствах возникновения повреждений в конкретно предлагаемых условиях.
кто это?
Особенно часто приходится убеждаться в решающем значении мелочей при проведении судебно-медицинских экспертиз, связанных с необходимостью идентификации личности человека. Вот несколько примеров.
В декабре 1985 г. при расчистке акватории одного из западноевропейских портов со дна была поднята легковая автомашина (рис. 94). После извлечения на берег в ней был обнаружен труп мужчины в состоянии завершившихся процессов жировоска. Значительная часть мягких тканей лица была уничтожена морской фауной (рис. 95). После проведенных исследований западные коллеги пришли к выводу, что останки не могут принадлежать ни одному из местных жителей, разыскивавшихся в этот период времени полицией как без вести пропавшие. Вместе с тем полиции было известно, что за 2 года до обнаружения автомашины с останками мужчины в этом порту исчез моряк советского торгового флота. Об этом было офици-
Рис. 94. Автомашина, извлеченная из воды.
Рис. 95. Лицо трупа, находившегося п автомашине.
альное заявление, поэтому идентификационные исследования
были продолжены в нашей стране.
Единственным медицинским документом, который удалось разыскать, оказалась рентгенограмма головы пропавшего моряка, выполненная за 3 года до его исчезновения. Рентгенография, выполненная в передней прямой проекции, произведена в связи с подозрением на черепно-мозговую травму. Осмотр рентгенограммы не выявил каких-либо повреждений костей лицевого и мозгового черепа. Вместе с тем при детальном изучении анатомического строения черепа было обращено внимание на 'Наличие атипичных дополнительных швов в задней половине черепа. После физико-оптического и фотохимического улучшения качества рентгенограммы швы стали видны более отчетливо (рис. 96, а). После удаления мягких тканей па приготовленном препарате черепа обнаружились два «ламбдовидных» шва, соединенных двумя дополнительными вертикальными швами. В результате между затылочной и теменными костями оказались три крупных дополнительных кости (рис. 96,6). Сопоставление одномасштабных и одноракурсных изображений черепа и рентгенограммы показало полное совпадение формы, протяженности, локализации и взаимного расположения как атипичных швов, так и дополнительных костей на сравниваемых изображениях (рис. 9б,в). Личность моряка была установлена.
Рис. 96. Прижизненная рентгенограмма черепа пропавшего моряка (а); эадняя поверхность свода черепа трупа, извлеченного из воды (б); совмещение изображений (в). |
В одном из заброшенных подвалов на окраине Караганды обнаружили полностью скелетированные останки человека (рис. 97). Исследование общих признаков показало, что останки принадлежат мужчине-европеоиду 18—20 лет, ростом около 170 см. Каких-либо особенностей анатомического строения как скелета в целом, так и отдельных костей выявить не представилось возможным. И лишь на концевой фаланге I пальца левой стопы был обнаружен краевой костный дефект (рис. 98). Поверхность дефекта была ноздреватой, с незначительной сглаженностью костных структур. На рентгенограммах установлены явления нерезко выраженного лизиса костной ткани и начинающегося местного остеопороза по краям дефекта (рис. 99). Было высказано предположение, что выявленные изменения могут быть следствием перенесенного костного панариция, давность которого, возможно, не превышала 1—1'/з мес, что подтверждалось характером поверхности дефекта и описанными особенностями рентгенологической картины.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.