Судебно-медицинская казуистика: Монография, страница 17

У мужчины на уровне VI. VII, VIII, IX, X, XI, XII ребер слепа сзади ссадина 10X10 см, покрытая плотной корочкой, воз­вышающейся над уровнем интактной кожи. Такая же ссадина 3X5 см на правой половине шеи. В области левого бедра кро­воподтек 5X5 см красно-синего цвета с зеленоватым оттенком.

Повреждения на автомобиле описаны экспертом - трассологом: «... передний бампер справа деформирован кзади под уг­лом 80е. Капот деформирован сверху вниз и спереди назад, краска во многих местах повреждений отслоена. Переднее ле­вое крыло в передней части согнуто вниз. Передняя левая дверь деформирована в верхней части и внизу сдвинута вправо (дверь не закрывается). Заднее левое крыло выстоит приблизительно на 10 см. Там же имеются множественные отслойки краски. Задняя багажная часть повреждена, верхняя часть сдвинута вперед. Справа отсоединено ладнее крыло, здесь же множест­венные участки отслоения краски. Задний бампер частично пе­редвинут вперед, его правый угол согнут вниз. На крышке багажника имеются множественные участки отслоения краски. Ба­гажник передвинут вперед, отчего его средняя часть выгнулась вверх. На крышке багажника, на пылевом покрове множествен­ные царапины. Заднее крыло в задней части деформировано. Задняя правая дверь в передней части повреждена и внизу де­формирована, средняя часть выбухает кнаружи. Оконная рама деформирована. Стекло разбито. Переднее правое крыло по­вреждено. Повреждение начинается с передненижней части. Со второй половины этого крыла повреждение продолжается снизу вверх. Повреждение нижней части идет справа налево.

В этой области отмечаются множественные отслойки краски с царапинами под углом -15°. Переднее правое крыло сдвинуто назад и отклонено вправо. Диск этого колеса в наружной части в одном месте на 15—-20 см вдавлен внутрь. Кузов деформиро­ван за счет уплощения крышки. Место над сиденьем водителя сплюснуто по высоте приблизительно на 20 см. На кузове дуго­образные царапины. Переднего стекла нет, а заднее разбито». Криминалисты определили механизм происшествия следующим

Текст заключения соответствует оригиналу


образом: машина передним правым углом ударилась о неболь­шое плотное возвышение, отчего правая часть затормозилась,

а левая начала движение по часовой стрелке; одновременно верхняя часть машины поднялась наверх, отчего задняя часть, вошла в контакт с землей и была придавлена массой автомо­биля. В результате этого автомобиль перевернулся на крышу кузова и остановился.

Криминалисты-трассологи на основании только (!) осмотра автомобиля пришли к выводу, что за рулем сидела девушка. Никаких оснований для этого осмотр автомобиля не давал. Мы уже не раз сталкивались с «желанием» экспертов «помочь» (не­смотря ни на что) раскрытию преступления. Не составил исклю­чения и этот случаи.

Справедливости ради надо сказать, что следователь выпол­нял свою работу объективно и не оказывал никакого давления на экспертов. Однако и он допустил тактическую ошибку: озна­комил экспертов со всеми полученными к этому времени ма­териалами, в том числе заключением судебного медика и про­токолом повторного допроса подозреваемого. Будучи под впечатлением этил материалов, криминалисты и дали свое без­основательное заключение.

Как часто приходится убеждаться в том, что излишняя ин­формированность эксперта о собранных по делу доказатель­ствах столь же вредна, сколь и его недостаточная осведомлен­ность! Кто же определяет объем тех материалов, которые необ­ходимы эксперту? Конечно же, эксперт имеет процессуальное право требовать необходимые для решения поставленных воп­росов документы. Но очень важно, чтобы такие ходатайства со­провождались конкретной мотивацией. И следователю (главной. фигуре в этом вопросе) принадлежит право удовлетворения или, неудовлетворения ходатайства эксперта. Но и его отказ должен быть мотивирован. Одним из оснований для отказа может быть отсутствие гарантий того, что эксперт удержится в рамках объ­ективной оценки экспертной информации.

Следователь назначил комиссионную судебно-медицинскую экспертизу, поручив ее специалистам республиканского бюро су­дебно-медицинской экспертизы. Основной вопрос: кто сидел за рулем в момент происшествия? Ответ: опираясь на характер по­вреждений у обоих пострадавших нельзя исключить, что на ме­сте водителя сидела девушка, в то же время за рулем, воз­можно, находился и мужчина, т. е. категорически нельзя ут­верждать, кто управлял машиной в момент аварии — мужчина или девушка.

Понятно, что эта экспертиза не добавила ясности. Возмож­ности республиканской инстанции были исчерпаны. Следующая экспертиза носила комплексный характер и была поручена спе­циалистам (судебным медикам и криминалистам) двух ведущих



194



195


в стране экспертных учреждений. Повторив тексты предыдущих экспертиз, протоколов осмотра места происшествия и автомо­биля, не проведя никаких специальных исследований, они при­шли к выводу, что н настоящее время судебно-медицинская и криминалистическая наука не располагает необходимыми зна­ниями для решения вопроса о том, кто и где сидел в салоне ав­томашины во время происшествия.

Заметим, что на каждом этапе следователь сталкивался с различной интерпретацией данного случая: первое заключение было категоричным, но не обоснованным; второе—неопределен­ным, однако последнее заключение привело его в изумление. Он рассуждал так: если научно обоснованной методики реше­ния поставленного вопроса не существует, то почему эксперты добросовестно переписали подавляющую часть текста предыду­щих экспертиз, создавая лишь видимость каких-то исследо­ваний?

Итак, следователь прошел все экспертные инстанции и был в затруднении. Он имел много косвенных данных за то, что за рулем в момент аварии был мужчина, поскольку получил досто­верные данные о том, что девушка не имела водительских прав и никогда не садилась за руль движущегося автомобиля. Сму­щала «чехарда» выводов в разных экспертных заключениях. Все сводилось к тому, что преступление останется нерас­крытым.