Множественность наружных повреждений (около 20 кровоподтеков и ссадин)
Наличие множественных наружных повреждений при наличии одежды на теле пострадавшей во время автомобильного происшествия
.Многополюсное расположение повреждений. Наличие их в 14 различных областях тела (теменно-височная область, лицо, шея, спина, поясничная область, плечо, локтевой сустав, кисть, проекция подвздошных костей, оба бедра, оба коленных сустава, голень, стопа)
Преимущественно односторонняя локализация повреждений (левая половина туловища н левое бедро при наличии единичной ссадины на правой боковой поверхности шеи) |
Многосторонняя локализация повреждений (передняя, задняя, правая боковая поверхность тела)
204
М ужина Наличие только наружных повреждений (1 ссадина и кровоподтеки) |
Девушка
Единичный характер повреждений в сочетании с их значительными размерами |
Сочетание множественных наружных повреждений с тяжелым» внутренними повреждениями (вывих в шейном отделе позвоночника, повреждение спинного мозга, кровоизлияния под оболочки спинного мозга)
Множественность и многосторонность повреждений в сочетании с их относительно небольшими размерами
Как видно, характер повреждений у мужчины и девушки существенно различаются.
Сопоставляя приведенный характер повреждений, принимая во внимание условия автопроисшествия, изложенные в постановлении следователя, можно было сделать два следующих вывода: 1) во время автомобильного происшествия девушка имела значительную свободу перемещения в салоне автомашины (на это указывают множественность и многосторонняя локализация повреждений па теле, сочетание наружных повреждений с тяжелой внутренней травмой позвоночника и спинного мозга, множественность и многосторонность повреждений в сочетании с их небольшими размерами, расположение повреждений в многочисленных областях тела, наличие множественных повреждений у находившегося в одежде человека; 2) возможность перемещения в салоне автомашины мужчины во время автомобильного происшествия была ограничена (на это указывают незначительное число повреждений па его теле, наличие единичных повреждений при отсутствии одежды на его теле в момент травмы, наличие повреждений в ограниченном числе областей и поверхностей тела, наличие только наружных повреждений, единичный характер повреждений в сочетании с их значительными размерами).
Единственным местом в кабине автомашины ВАЗ-2103, где находящийся в салоне этой автомашины человек в наибольшей степени фиксирован элементами конструкции салона, является место водителя.
Как следует из приведенных ранее результатов математических расчетов, в момент удара о камень тела находившихся в салоне людей должны были смещаться вперед и вправо. При этом находившийся на месте водителя человек, фиксируя положение своих рук, ног н туловища, мог получить повреждения от движения вперед и вправо относительно свободной (подвижной, не фиксированной) головой, например от скользящего (касательного) удара шеей о верхний край рулевого колеса. Повреждение именно такого характера и локализации обнаружено у мужчины на правой боковой поверхности шеи. 205
Как следует из тех же математических расчетов после удара
о камень в момент разворота автомашины и последующего удара о грунт кузовом, находившиеся в салоне кабины автомашины тела людей должны были смешаться назад и влево. При этом находившийся на месте водителя человек должен был получить удар левой заднебоковой поверхностью туловища о поверхности, образующие угол между передней левой дверцей автомашины и спинкой сидения водителя. Повреждение именно такого характера и локализации обнаружено у мужчины на левой заднебоковой поверхности туловища.
При переворачивании автомашины на крышу в момент прохождения ею вертикального положения находившиеся в салоне автомашины тела должны были свободно падать в сторону заднего окна по законам свободного падения. Препятствием к свободному падению человека с места водителя могло быть рулевое колесо, которое своим нижним краем должно было задерживать движение бедра человека. Именно в этой области (левое бедро) у мужчины было обнаружено повреждение (кровоподтек).
Характер и тяжесть обнаруженных у мужчины повреждений допускали возможность их образования при рассчитанных векторах смещения тел людей в салоне кабины автомашины применительно к указанным в постановлении этапам автомобильного происшествия.
Таким образом, все обнаруженные у мужчины повреждения соответствовали: I) фиксированному положению его тела в момент автомобильного происшествия; 2) взаимному положению частей его тела и элементов конструкции салона кабины автомашины ВАЗ-2103, составляющих и окружающих место водителя автомашины; 3) условиям автотранспортного происшествия, изложенным в постановлении следователя; 4) математически рассчитанным векторам смещения тел в салоне автомашины при условиях автомобильного происшествия, изложенных в постановлении следователя о назначении экспертизы.
Все это указывало на то, что в момент автомобильного происшествия, имевшего место 03.09.85 г., на месте водителя находился мужчина '.
Проведенный аналогичным путем (применительно к заданным следователем условиям) анализ повреждений у девушки позволил установить, что она в момент происшествия полулежала на месте пассажира переднего сидения, причем ее голова была на коленях у мужчины.
1 В 1990 г. Н. Н, Дебоем выполнена кандидатская диссертация- Ее автор разработал иную методику установления местоположения пострадавших е кабине автомашины. Воспользовавшись этой методикой, мы получили аналогичные результаты.
206
У экспертов нередко возникает вопрос, как же оформлять подобные комплексные исследования. Процессуально выдержанно и, следовательно, целесообразно раздельно оформлять несколько самостоятельных экспертных заключений. Однако если в силу ряда обстоятельств следователь настаивает на составлении единого документа, можно рекомендовать следующую форму (применительно к данному случаю).
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.