Второе понятие - «власть – могущество» - содержит идею управления государством и осуществления необходимых для этого действий. В некотором смысле это понятие сближается с понятием политического суверенитета. Но если суверенитет обычно связывается с его конкретным носителем (нацией, народом, сувереном, парламентом, главой государства и т.д.), т.е. понятие «власть – могущество» характеризует именно высшую власть в обществе.
Политический режим – это способ реализации власти, совокупность средств и методов, с помощью которых она осуществляется. Политический режим каждой страны не только влияет на политическое развитие общества, но и сам определяется социальной сущностью соответствующего государства. Так, в рабовладельческом обществе политический режим основывался на разделении населения на свободных и рабов; при феодализме политический статус различных сословий вытекал из крепостнических отношений; в условиях буржуазной демократии политический режим обуславливается фактом признания равенства всех людей перед законом при одновременном признании их неравенства по отношению к собственности; в социалистическом обществе провозглашается равенство всех его членов не только в политической, но и в социально-экономической и духовной сферах.
Исторические типы государств, как правило, не совпадают с типами политических режимов. В рамках одного и того же типа государства и одной и той же формы правления могли существовать разные политические режимы. Афинское и Римское государства в Древнем мире были рабовладельческими республиками, но по характеру политических режимов существенно отличались друг от друга: если в Афинах активное участие в политической жизни принимали все свободные горожане, то в Римской республике фактическая власть была сосредоточена в руках рабовладельческой верхушки.
В качестве критериев, определяющих характер политических режимов, выступают следующие феномены:
· роль, функции, полномочия главы государства;
· способы формирования правительственных учреждений;
· взаимоотношения между законодательной, исполнительной и судебной властью;
· положение и деятельность армии, различных органов подавления и насилия;
· условия деятельности и степень влияния общественно-политических организаций;
· юридические и реальные права и свобода граждан и т.п.
Опираясь на эти критерии, можно определить тип политического режима в той или иной стране. Современные политологи выделяют два наиболее общих типа политических режимов:
· демократический (парламентская, президентская, смешанная республики).
· антидемократический (авторитарный, тоталитарный).
Демократический политический режим характеризуется основными чертами:
· принадлежность власти народу: народ – источник власти, его воля в конечном счёте является решающей;
· равенство перед законом: юридическое равноправие, наделение одинаковыми законодательно закреплёнными социально-политическими правами и свободами, в том числе равным правом на участие в управлением обществом государством;
· подчинение меньшинства большинству при уважении интересов и мнения меньшинства (меньшинств);
· право на многообразие политических объединений и политического мировоззрения и др.
Демократический режим допускает многопартийность, возможность легальной деятельности оппозиционных партий, профсоюзных и других массовых общественных организаций. Через массовые организации население стремится воспользоваться возможностями участия в политическом процессе и оказания давления на правительство с целью удовлетворения своих требований.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.