Контроль обеспечивает соблюдение социальных норм, правил деятельности людей и социальных групп в обществе. Контроль выполняет также роль обратной связи, с помощью которой власть следит за тем, какие последствия имеет её управленческое воздействие.
Политическая власть в своём развитии эволюционирует от простых форм к более сложным. В докапиталистических формах политика еще не была отделена от других общественных сфер, в том числе от имущественных отношений, вследствие чего власть над средствами производства (экономическая) и власть над людьми (политическая) смешивались. Лишь в последней четверти XIX века власть над людьми окончательно отделилась от власти над вещами, возникла потребность разграничивать власть на политическую и государственную.
Правительства не могут рассчитывать на длительное существование, полагаясь только на насилие. Необходимо добровольное согласие, скреплённое уважением законности (легитимности) как признака цивилизованности власти.
Легитимация – это процедура общественного признания какого-либо политического действия, события, факта, лица. Таким образом, легитимность является не столько свойством того или иного политического порядка, сколько свойством представлений об этом политическом порядке у тех или иных слоёв населения. «Легитимность» не равнозначна «легальности»: первое есть социально-психологическое явление, второе – правовое, юридическое. Легитимная власть опирается на добровольное подчинение масс.
Легитимность измеряется определёнными показателями. Это уровень принуждения, необходимый для проведения в жизнь властных решений; количественный и качественный характер попыток свержений правительства или лидера; сила проявления гражданского неповиновения, бунтов, гражданской войны и т.д. Степень легитимности можно определить по результатам выборов, массовым демонстрациям, внезапным проявлениям поддержки или, напротив, оппозиции существующему правительству.
Кризисы легитимности возникают во время смены социальной структуры. На рубеже 80-х – 90-х годов нынешнего столетия довольно значительные и влиятельные слои в Советском Союзе и в ряде других социалистических стран Европы отказали в доверии и поддержке своим правительствам, политическое руководство этих стран оказалось неспособным изменить законодательство, реформировать государственное управление, пересмотреть принципы экономической жизни. Коммунистические политические режимы были разрушены.
Подавляющее большинство политологов определяют власть как способность оказывать воздействие на деятельность и поведение людей при помощи воли, авторитета, права, насилия. Чтобы указать на особую значимость власти в политических системах, ученые прибегают к образным сравнениям. Так, американский социолог Т. Парсонс сравнивает роль власти в политике с функцией “денег в экономических системах”. М. Вебер определяет государство как «отношение господства людей над людьми, опирающееся на легитимное насилие, как средство».
Применение насилия, в том числе оружия, в современных условиях может на некоторое время обеспечить реальную или мнимую стабильность, но это оказывается сопряжённым с большими материальными потерями, и, в конечном счете, вся система власти оказывается неустойчивой. В любом случае, однако, специфической функцией политической системы на уровне государства является принуждение.
Политология различает два основных типа власти: власть – авторитет (authority) и власть – могущество (power). «Власть – авторитет» - понятие достаточно широкое: когда такая власть есть, тогда она означает способность заставлять людей подчиняться. Этим понятием пользуются для обозначения конкретных властных структур: центральных, промежуточных, местных. Но это понятие обозначает также и многие другие властные авторитеты: власть семьи, партии, общественной организации, церкви. Когда государство монополизирует авторитет других структур, то оно становится тоталитарным.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.