СУБЪЕКТ ПОЛИТИКИ – это конкретно-исторический носитель политической активности, шире – всей многообразной политической деятельности. В политологии выработаны специальные термины для обозначения субъектов политики: «элита» (Г. Моска, В. Парето), «контролирующая группа» (Дж. Сартори) и т.д. Считается, что даже пяти процентов политически активного населения вполне достаточно, чтобы поднять остальную массу на необходимые для общественных преобразований акции или, по крайней мере, добиться одобрения и поддержки своих действий.
В качестве субъектов политики выступают отдельные личности, лидеры, партии, классы, нации, государства и др. Сама типология политической власти во многом зависит от характера и структуры субъекта политики. Так, в зависимости от того, КТО выступает в качестве главного субъекта политической власти, выстраивается определенная иерархия форм ее конкретно-исторических проявлений:
Народ → народовластие (демократия)
Класс → диктатура (авторитаризм, тоталитаризм)
Лучший слой населения → аристократия, меритократия
Богатый слой населения и др. → плутократия (олигархия и т.д.)
Толпа → охлократия
Нет субъекта → анархия (безвластие)
ОБЪЕКТ ПОЛИТИКИ – это пассивный участник властных отношений. Для обозначения данного элемента политической жизни в политологии выработаны такие понятия, как «пассивное большинство», «зрители», «сочувствующие». Для объекта характерны черты, обратные чертам субъекта политики, а именно - отсутствие воли к власти, неготовность взять на себя ответственность, неспособность принятия соответствующих решений.
Различные формы осуществления политической власти зависят не только от вида того или иного субъекта властных отношений, но также и от типа объекта политики. Например, для авторитаризма и тоталитаризма характерно распространение так называемой «авторитарной личности» (М. Хоркхаймер, Г. Маркузе), «человека массы» (Т. Адорно, Х. Ортега-и-Гассет). Подобный тип личности, становящийся основой антидемократических режимов, обладает следующими характерными чертами: некритическое отношение к существующим порядкам, шаблонность мышления, ориентация на силу и власть, преобладание чувственно-эмоционального над рациональным, снижение уровня личной ответственности и морального сознания.
В концепциях «массового человека» отразились такие противоречивые тенденции современного политического процесса, как возрастание роли народных масс в историческом развитии и формирование консервативной массы, в которой ищут свою опору различные политические силы; социальная дифференциация; рост социально-политических противоречий и т. д., то есть различные тенденции широкой массовизации политического процесса в XX веке.
Субъектно-объектные отношения в политике не являются односторонними. Каждый социальный субъект, оказывая политическое влияние на других (личность, социальные группы, государства), в то же время выступает объектом воздействия со стороны других субъектов политики. Например, народ в целом является как субъектом, так и объектом политики. В Конституции Российской Федерации зафиксировано: «Народ осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления» (ст.3). Таким образом, на выборах и референдумах народ - как субъект политики - напрямую выражает свою волю и власть, тогда как в последующей политической жизни (делегировав свои полномочия депутатам, президенту и т.д.) народ выступает уже как объект властных отношений.
Главной причиной подчинения во властных отношениях является неравное распределение ресурсов власти между субъектом и объектом политики. Так, по П. Блау, объект – в обмен на получение (или обещание получения) недостающих ему ресурсов (деньги, статус и т.д.) – подчиняется субъекту: голосует за него на выборах, выполняет его требования, следует призывам.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.