1. Андреев С.С. Политические системы и политическая организация общества // Социально-политические науки. 1992. № 1.
2. Аарон Р. Демократия и тоталитаризм. М., 1993.
3. Балл Т. Власть // Полис. 1993. № 5
4. Борисов В.К. Теория политической системы. М., 1991.
5. Власть. Очерки современной философии запада. М., 1990.
6. Гаджиев К.С. Политическая наука. М., 1994.
7. Каменская Г.В., Радионов А.П. Политические системы современности. М., 1994.
8. Политология: Энциклопедический словарь. М.,1993. Статьи: Авторитаризм, Власть, Демократия, Институты, Легитимация, Методы политики и власти, Политическая организация, Политическая система общества, Политическая республика, Президентская республика, Политический режим, Республика, Тоталитаризм.
9. Пушкарёва Г.В. Власть как социальный институт // Социально – политический журнал. 1995 . № 2.
10. Ильин В.В., Панарин А.С. Философия власти. М., 1993.
11. Санистебан Л. Политические системы и легитимность // Диалог. 1993. № 4.
12. Сартори Дж. Вертикальная демократия // Полис. 1993. № 2.
13. Тоффлер Э. Проблема власти на пороге ХХI века. // Свободная мысль.
14. 1992. № 2.
15. Фарукшин М.Х. Политическая система общества // Социально-
16. политические науки. 1991. № 5.
17. Фетисов А.С. Политическая власть: проблемы легитимности // Социально – политический журнал. 1995. № 3.
18. Чиркин В.Е. Легализация и легитимность государственной власти // Государство и право. 1995. № 8.
19. Шабе Ж.Л. Государственная власть: конституционные пределы и порядок осуществления // Полис. 1993. № 3.
1. Государство: понятие, признаки, функции.
2. Происхождение государства. Государство и гражданское общество.
3. Типология государственных форм.
Государство является главным элементом политической организации общества, основой всякой политической системы. Государственная власть – ведущая, объединяющая и организующая сила в современном обществе.
Государство отнюдь не изолированное социальное явление. Оно зависит от устройства и уровня развития общества, оно может служить как всему населению, так и отдельной его части. В степени, в какой государство обслуживает совокупные интересы всего общества в целом, оно определяется как «общество людей равных, соединившихся между собой с целью возможно наилучшей жизни» (Аристотель), или как «союз людей, объединенных началами общей пользы и справедливости» (Цицерон). Государство в таком – предельно широком и положительном смысле слова – синонимично обществу, стране, народу.
Соответственно – в той мере, в какой сообщество людей расколото на неравные в социальном отношении группы и в той степени, в какой данное государство защищает специфические интересы «верхов» и противостоит интересам и потребностям «низов», государство может определяться совсем иначе, а именно – как машина для подавления сопротивления эксплуатируемых масс (К. Маркс, В.И. Ленин). Государство в таком, узком и специальном значении слова, представляет собой не более чем отдельную (даже – отделенную) организацию в рамках определенной политической организации общества, которая может иногда противостоять обществу.
Таким образом, в зависимости от точки зрения на сущность, основные черты и главные функции государства ему даются самые разные и даже противоречащие друг другу определения. При этом следует учесть, что подобное многообразие и разнообразие подходов к анализу и описанию государства обусловлено не только субъективными причинами, но и во многом предопределено объективными изменениями в обществе и внутри самого государства. Так, в античном полисе государство охватывало все без исключения стороны социальной жизни, вследствие чего отождествлялось с самим обществом. По Платону, совместное поселение людей для взаимопомощи и удовлетворения потребностей и есть государство. Естественно, основным типом социальной связи в таком обществе могут быть признаны только отношения господства и подчинения, а силой, обеспечивающей неразрывную связь между людьми, может выступать только политическая сила.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.