Принадлежность к высшей элите может быть обусловлена репутацией. Например, в США личных друзей и неофициальных советников президента иронически называют «кухонным кабинетом» президента (в отличие от официально назначенного). Группа людей, принадлежащая к высшей элите по положению, обычно совпадает с группой, относящейся к элите по репутации. Лишь в редких случаях лица, занимающие высшие руководящие посты, пользуются меньшим, чем обеспечивает формальный статус, влиянием. В демократиях западного типа, таких, как США, Англия, Франция и Западная Германия, на каждый миллион жителей приходится приблизительно 50 представителей высшей элиты. В США, в стране с 200-миллионным населением, она насчитывает около 10 тыс. человек.
Кроме высшей, существует СРЕДНЯЯ элита. Это, в первую очередь, те 5% населения, кто имеет высшие показатели по таким критериям, как доход, профессиональный статус и образовательный уровень. Они составляют ядро средней элиты. Лица, не располагающие высшими показателями по одному или двум из указанных критериев, принадлежат к МАРГИНАЛЬНОЙ элите.
АДМИНИСТРАТИВНЫЕ элиты в различных странах состоят из государственных служащих (чиновничества), занимающих высшие посты в министерствах (департаментах) и других органах государственного управления. В Западной Европе линия между политическими главами государственных учреждений и нейтральными государственными служащими, которые являются их подчиненными, проходит на более высоком уровне управленческой иерархии, чем в США, где по меньшей мере два-три высших уровня заняты сторонниками президента. Эти государственные служащие – высокообразованные эксперты, искушенные в искусстве управления. Их роль состоит в том, чтобы поддерживать нейтралитет между соперничающими политическими партиями.
В существовании и деятельности политической элиты проявляется общий закон деления на ведущих и ведомых с той особенностью, что приближение к власти, использование власти являются самостоятельным процессом, отличным от экономики и культуры. Политическая элита вызвана к жизни обособлением управленческой деятельности, а в рамках процесса управления – обусловлена в первую очередь необходимостью принятия политических решений, затрагивающих интересы и потребности больших масс людей.
В политологии выделяют КРИТЕРИИ ЭФФЕКТИВНОСТИ деятельности элит: достигнутый уровень прогресса и благосостояния населения, политическая стабильность общества, национальная безопасность страны, оптимальное соотношение интересов различных социальных групп. По этим критериям элите противопоставляют псевдоэлиты, которые имитируют успешную политическую деятельность, и антиэлиты, которые характеризуются дисфункциональной деятельностью в обществе.
Одним из спорных вопросов в теории элит является вопрос о механизме отбора (рекрутирования) политических элит. Выделяют два основных способа:
1. Система гильдий, характерными чертами которой являются закрытость (претенденты на высокие посты рекрутируются из самой элиты, но не извне), формализованность (многочисленные формальные требования для занятия должности), небольшой круг селектората (функция отбора принадлежит высшему руководящему составу) и т.п.
2. Антрепренерская система, для которой характерна открытость (представители любых общественных групп могут претендовать на места в органы управления), высокая конкурентность отбора, главенство личностных качеств, небольшое число формальных требований к претендентам и т.п.
В истории политологии представлено множество теорий элит. Однако можно выделить характерные для всех них общие черты: все эти теории подвергают критике идею народного суверенитета как утопический миф романтиков; все они исходят из постулата, что неравенство является основой общественной жизни; теории элит абсолютизируют место и роль политики в жизни общества, выделяя среди общественных отношений отношения господства и подчинения.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.