Во-вторых, чисто декоративные функции выполняет СНГ, которое вместо реинтеграции бывших советских республик на протяжении нескольких лет занималось "бракоразводным процессом". В результате бывший единый рынок СССР распался, произошла переориентация практически всех членов СНГ на новых партнеров. При этом Россия сама поощряла центробежные силы, рассматривая страны СНГ как обузу и бремя для российской экономики. Если в 1990 г. на бывшие советские республики приходилось 63% российского вывоза, то в 1997 г. их доля составила всего 21,5% экспорта Российской Федерации. Это одна из главных причин падения экономического производства в России. Российская промышленность теряет свой естественный рынок, поскольку главными экономическими партнерами других государств Содружества становятся страны дальнего зарубежья.
В-третьих, в первой половине 90-х гг. Россию не приняли ни в одну из ведущих глобальных и региональных международных организаций. В то время как в мире резко активизировались интеграционные процессы, Россия оказалась в эпицентре дезинтегрирующегося постсоветского пространства.
Сложилась угроза изоляции ослабленной России от интеграционных процессов как в Европе и азиатско-тихоокеанском регионе, так и на глобальном уровне. Более того, возникла ситуация, при которой послевоенное устройство мира осуществляется без участия России и за счет ее интересов. В начале 90-х гг. было модно говорить о создании принципиально новой системы международной безопасности от Ванкувера до Владивостока, В которую на равной основе вошли бы бывшие противники в холодной войне. Но впоследствии на Западе об этом забыли, предпочитая сохранение и крепление проверенного и надежного военно-политического механизма времен холодной войны, т.е. НАТО, созданию новой системы безопасности. Наиболее заметно это появилось в решении Запада начать расширение НАТО путем включения в его состав бывших союзников СССР по Варшавскому договору. Экспансию Североатлантического альянса на восток можно интерпретировать, как попытку Запада консолидировать свою победу в холодной войне, оформить новую геополитическую ситуацию и закрепить свое доминирование в Европе в начале XXI века.
Превращение НАТО в основу европейской системы безопасности создает очень серьезные проблемы для Российской Федерации и других стран, не являющихся членами этого альянса. НАТО фактически присваивает себе функции общеевропейской системы безопасности, оттесняя в тень ОБСЕ, хотя является и в обозримом будущем будет являться организацией, в которой представлено меньшинство европейских стран. Превращение НАТО в доминирующую европейскую структуру грозит превращением России во второразрядного участника европейского процесса, будучи исключенной из механизма принятия решений по ключевым вопросам европейской безопасности. Даже если принимать заверения представителей НАТО о том, что у них нет враждебных намерений в отношении России и кого бы то ни было, надо иметь в виду, что намерения могут меняться. В годы холодной войны западные страны принимали во внимание не советские декларации о миролюбивых намерениях, а реальный материальный потенциал Советского Союза, включая его превосходство в целом ряде компонентов вооружений и вооруженных сил.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.