Возникнув в недрах общества, государство эволюционирует вместе с ним и оказывает на него существенное воздействие. Основные направления (виды, стороны) деятельности государства называют ФУНКЦИЯМИ государства. В функциях государства раскрывается природа государства и находит свое выражение его социальное назначение.
ВНУТРЕННИЕ функции государства – его деятельность внутри страны, внутренняя политика государства. В первую очередь такая деятельность направлена на закрепление и регулирование всей совокупности общественных отношений. Государство участвует в организации производства (выработка экономической стратегии, регулирование экономических отношений и т.д.), осуществляет социальную политику (организация просвещения, охрана труда и здоровья граждан и проч.), обеспечивает правопорядок и законность в обществе, выступает как социальный арбитр (консолидация общества, регулирование межнациональных, межконфессиональных и иных социальных конфликтов), осуществляет высший финансовый контроль за доходами и расходами граждан.
Внешние функции государства – его внешнеполитическая деятельность, проявляющаяся во взаимоотношениях с другими государствами. Это международное сотрудничество (внешнеполитическая и внешнеэкономическая деятельность, координация действий в сфере образования, науки, культуры и т.д.), защита территории от внешней угрозы (оборона страны, охрана государственной границы и т.п.), участие в решении глобальных проблем современности в рамках ООН, СНГ и проч. В настоящее время в мире насчитывается около 200 государств, которые выработали общепризнанные нормы (международное публичное право), на основе которых осуществляется взаимосвязь между государствами.
В каждый исторический период «набор» функций у различных государств разный, причем некоторые из функций могут повышать или понижать свой удельный вес в совокупной деятельности государства. Так, в современном государстве главной является задача достижения внутреннего согласия населения (то есть на первом месте стоит выражение ОБЩИХ интересов) и охрана собственной территории, тогда как в недавнем прошлом наблюдалась иная картина: у государства, несмотря на его статус официального представителя общества, во внутренней политике преобладали задачи служения «верхам» (на первом месте – выражение ЧАСТНЫХ интересов), а во внешней – экспансионистские и гегемонистские цели.
Таким образом, природа государства изначально двойственна: социальное назначение государства состоит как в служении «верхам», так и в отстаивании общих интересов населения данной страны. В зависимости от социальной структуры данного общества общественное назначение государства всегда скорректировано в пользу первого или второго социального ориентира. Естественно, если уделять преимущественное внимание какому-либо одному аспекту в деятельности государства, то учение о природе государства будет однобоким.
Существует множество концепций ПРОИСХОЖДЕНИЯ государства. Каждая из теорий выявляет одну или несколько детерминант в генезисе государства и предпочитает видеть именно их на заглавном месте в длинном перечне явлений, указываемых в качестве причин или предпосылок формирования государства. Отсюда видимые достоинства и неизбежные недостатки каждой из теорий, пытающихся объяснить происхождение государства.
К наиболее известным в истории политологии концепциям генезиса государства можно отнести следующие:
1. ПАТРИАРХАЛЬНАЯ (Платон, Аристотель, Н.К. Михайловский и др.): государство возникает на базе разросшейся семьи. Государство – обруч, скрепляющий сообщество на основе взаимного доверия, уважения, любви и отеческой власти. Государственная власть есть продолжение патриархальной власти: Адам получил власть от Бога, затем передал ее своему старшему сыну, который (Патриарх) уже передал ее своим потомкам, королям (Р. Филмер).
2. ДОГОВОРНАЯ (Г. Гроций, Дж. Локк, Т. Гоббс, А.Н. Радищев и др.):
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.