Отдельно следует рассмотреть проблему взаимосвязи и взаимоотношений ЛИДЕРА и МАССЫ. В XX в. появились различные теории (теория массы, массового общества и т.п.), претендующие на объяснение поведения человеческих множеств, слоев, групп. Взаимоотношения лидера и массы интерпретировались в политологии по-разному.
Марксизм, либерализм и некоторые другие современные идеологии ПОЛОЖИТЕЛЬНО оценивают приобщение масс к политике (признается, что это путь к демократии, прогрессу и т.д.).
Менее позитивная и более ОСТОРОЖНАЯ оценка данному процессу дается рядом современных политологических учений и школ. Например, Э. Шилз считает, что народные массы с неизбежностью интегрируются в систему социальных институтов, усваивают нормы и ценности элит и этим самым в определенной мере участвуют в политическом процессе. Однако все это протекает в опосредованной форме.
Крайне НЕГАТИВНО оценивают возрастание роли масс в политической жизни общества многочисленные представители теорий «массового общества». Уже в XIX в. Ф. Ницше провозгласил: раз отныне масса играет главную роль в обществе, то (из-за преклонения массы перед заурядностью) аристократия духа в таком обществе будет постепенно исчезать. В XX в. Х. Ортега-и-Гассет напишет, что неблагодарные массы вместо того, чтобы следовать за лидерами, которые дали им все, сами рвутся к власти. Но так как они не обладают способностью управлять, то в попытке вытеснить элиту из ее традиционных областей (политика и культура) неизбежно будут загонять общество в тупик. Следует обратить внимание на то, что все подобные теории исходят из убеждения: в современном обществе на место классовой формы структурирования общества приходит социокультурная стратификация, которая предполагает деление общества не на классы, а именно на «массу» и «элиту».
Термин «ЭЛИТА» (в буквальном переводе с французского – лучшее, отборное, избранное) ввел В. Парето. Из того факта, что различные субъекты оказывают разное воздействие на политику, были выделены те лидеры в политике, которые получили свое название («элита») при противопоставлении остальной массе. Различные аспекты этого явления зафиксированы в следующих определениях:
· люди, получившие наивысший индекс в области их деятельности (В. Парето);
· наиболее активные в политическом отношении люди, ориентированные на власть; организованное меньшинство общества (Г. Моска);
· люди, обладающие интеллектуальным или моральным превосходством над массой; люди, обладающие наивысшим чувством ответственности (Х. Ортега-и-Гассет);
· те, кто занимает командные посты (Р. Миллс);
· люди, обладающие позициями власти (Этциони);
· боговдохновленные личности, обладающие харизмой (Л. Фройнд).
Из этих определений вытекает, что все теории элит подчеркивают два основных момента.
· во-первых, элиты были и есть во всех обществах и существуют во всех областях общественной жизни – военной, производственной, научной, спортивной и т.д. Специфическая «политическая» элита – это лишь часть элитарного слоя населения той или иной страны;
· во-вторых, элиты – это сравнительно небольшие группы, состоящие из лиц, занимающих ведущее положение в различных областях жизни общества.
В политологии есть попытки количественного подсчета элиты. Так, к представителям ВЫСШЕЙ элиты относят тех, кто занимает стратегические позиции в системе принятия решений на общегосударственном уровне. Например, главные помощники президента США, которые решают, кто может быть принят американским президентом, принадлежат к высшей элите. Далее: 100-200 человек, занимающие высшие посты в правительстве, крупнейших политических партиях, группах интересов и высших профессиональных кругах, то есть те, кто постоянно принимает решения, касающиеся интересов миллионов людей, также могут быть отнесены к высшей элите.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.